«Илья Доронов: Вопрос, который волнует бизнес: налоги будут поднимать или не будут поднимать, или в этом нет необходимости?
Владимир Путин: Правительство не видит пока в этом необходимости.
Илья Доронов: Это важный ответ для всего бизнеса».

Диалог на пленарном заседании восьмого Восточного экономического форума, 12 сентября 2023 года, Приморский край, остров Русский.

Налоговая реформа 2024 года была провозглашена 29 февраля: в президентском послании Путин предложил «продумать подходы к модернизации нашей фискальной системы, к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы». Налоговая система, по словам Путина, «должна обеспечивать поступление ресурсов для решения общенациональных задач, а также для реализации региональных программ, призвана сокращать неравенство <...>, учитывать уровень доходов граждан и компаний».

В проекте, разработанном министерством финансов, «поступление ресурсов для решения общенациональных задач» является единственной зримой задачей реформы. Нет никаких сомнений в том, что государственной задачей номер один является военная операция. Образно говоря, налоговая реформа проводится под лозунгом «Все для фронта». Это означает перевод всей экономики на военные рельсы и дальнейшую милитаризацию бюджетной системы, построение экономики воюющего государства.

Самой красноречивой новацией в этом ряду является решение о передаче дополнительных поступлений от налога на доходы физических лиц (питающего налога региональных и местных бюджетов) в федеральный бюджет.

Это меняет всю концепцию российской налоговой системы, так как целевой характер распределения подоходного налога по месту жительства был принципом налоговой и бюджетной политики: налоговые средства граждан были «привязаны» к территории проживания и стали для большинства регионов крупнейшей и стабильной частью собственных доходов бюджета. Власти регионов и муниципалитетов были прямо заинтересованы в росте числа и повышении доходов жителей.

Теперь эта система взаимосвязи и взаимозависимости между доходами людей и территорий разрушается и вводится своего рода федеральный подоходный налог на зарплаты наиболее состоятельных граждан. Речь идет именно о зарплатах, так как налогообложение т. н. «нетрудовых доходов»: ценных бумаг, дивидендов и депозитов (интересная деталь, характеризующая авторов проекта реформы) не меняется.

Повышается ключевой региональный рентный налог – налог на добычу полезных ископаемых: на производство минеральных удобрений (в 2–2,3 раза), добычу железной руды (на 15%). Для производителей азотных удобрений вводится акциз на приобретение газа.

Вырастает крупнейший федеральный налог с оборота – налог на добавленную стоимость, причем для малого и среднего бизнеса, применяющего упрощенную систему налогообложения: компании с оборотом выше 60 млн руб. в год станут плательщиками НДС.

Ставку налога на прибыль организаций (распределяется между федеральным и региональными бюджетами) намечено повысить с 20 до 25%.

Минфин объясняет основные нововведения ростом доходов граждан и рентабельности бизнеса. Ссылаясь на свои исследования, правительство считает возможным развитие при повышении налогов.

В целом никто не станет платить меньше, все будут платить больше. Бедные не получат новые доходы, но будут видеть, что богатые стали платить больше. Наверно, по замыслу авторов реформы, это наблюдение должно приносить бедным ощущение справедливости.

Основной задачей реформы является восполнение дефицита федерального бюджета, из которого финансируются военные расходы. Но вопрос не только в военных расходах. Вопрос в том, что центром реформируемой экономики становится военно-промышленный комплекс. В России строится военно-государственный капитализм. Это означает, что все происходящее - надолго и по существу только начинается.

Оригинал