Во времена общественных катастроф внутренний мир человека оказывается в особом состоянии, когда внутреннее сопротивление должно устоять перед внешним давлением. Это не вопрос политической борьбы, хотя способность к сопротивлению и способность к политической борьбе связаны неразрывно. Это вопрос сохранения внутренней идентичности - в первую очередь этической и культурной.
Все глобальные изменения в политике и в окончательном варианте – в истории основаны на культуре. И культуре лидеров, и культуре общества. Способность выдерживать внешнее давление необходима и для того, чтобы сохранить себя, и для того, чтобы сохранить для человеческого сообщества возможность исторического выбора в сторону культуры, а не в сторону варварства.
Внутренний мир человека, находящегося под внешним давлением, испытывает постоянные перегрузки, но для сопротивления варварству необходимо находить возможности не только для противостояния, а для самореализации в созидании.
Человек борющийся не должен погружать себя в противостояние как главное существо моральных затрат. Сохранение внутренних сил невозможно без поддержания себя в естественном человеческом состоянии, которое позволяет человеку любить, творить, радоваться жизни.
Естественное состояние внутреннего мира человека нуждается в постоянных усилиях по защите своего человеческого содержания, а это невозможно без проявлений себя подлинного, без развития себя, без личного творчества – и это не вопрос искусства, это вопрос культуры, которая всегда является продуктом внутреннего производства.
Внешнее давление направлено на то, чтобы сломать человека внутри него самого, лишить его внутренних опор, ворваться в пространство личности и выжечь там все живое напалмом ненависти и лжи, расчеловечить.
Сопротивление этому давлению состоит в постоянном собственном очеловечивании. Воспроизводство человеческого в человеке является наилучшей защитой от варварства и позволяет не остановиться в жизни, даже когда общество сбилось с пути и требует от несогласных отречься от себя.