В Словакии стреляли в премьер-министра Роберта Фицо — это, вероятно, первое за двадцать с лишним лет покушение на европейского лидера (с 2003 года, когда был застрелен сербский премьер Зоран Джинджич). Чтение западных СМИ дает понять, что пока политики и журналисты скорее растеряны и не понимают, как оценивать происходящее. Понятно, что акт насилия осудили все (включая Путина и Байдена), но политический смысл и последствия еще не ясны.
Фицо — один из европейских политиков, которых в СМИ называют пророссийскими. Вообще, тип неприятный. Он борется с «либеральным влиянием», ищет в стране «иностранное вмешательство» и называет своих оппонентов «крысами». Фицо уже третий раз в кресле премьера — первый был в 2006–2010 годах, второй в 2012–2018. В прошлый раз ему пришлось уйти в отставку из-за скандала с убийством журналиста Яна Куцяка, который занимался антикоррупционными расследованиями. Фицо тогда устроил пресс-конференцию и приволок под камеры миллион евро наличными, обещая заплатить их за информацию об убийстве журналиста. Преступление, кстати, было расследовано, но правительству все равно пришло уйти в отставку.
Самого Фицо в 2022 году (между премьерскими сроками) задерживали по подозрению в связях с организованной преступностью, но обвинения были сняты.
Снова оказавшись у власти в 2023 году, Фицо остановил помощь Украине. Вину за войну он возлагал на «украинских неонацистов» и говорил, что у Путина не было другого выбора, так как НАТО расширялось на Восток (сама Словакия в НАТО с 2004 года).
Покушение на премьера уже заставило политиков из его партии обвинять в случившемся либералов, которые-де распространяют ненависть в обществе. Личность задержанного стрелка официально не объявлена, но, по сообщениям СМИ, это 71-летний политактивист и поэт Юрай Цинтула, который заявил, что стрелял в Фицо, так как не доволен политикой его правительства. При этом венгерский журналист-расследователь Сабольч Паньи обнаружил, что Цинтула в прошлом поддерживал пророссийскую группировку «Словацкие призывники». Это делает допустимой версию о том, что покушение может быть провокацией с целью радикализовать словацкое общество и усилить в нем антидемократические, антиаамериканские и антиевропейские тенденции.
Политическая ситуация в Словакии действительно сложная, общество поляризовано, и покушение может спровоцировать новое обострение. Министр внутренних дел Словакии Матуш Шутай-Эшток вчера заявил, что страна находится на грани гражданской войны. Даже если это эмоциональное преувеличение, то все равно покушение — серьезный вызов не только для Словакии, но и для всего Евросоюза. Есть риск того, что на фоне геополитических изменений насилие возвращается в политику как инструмент.