Попытки расшифровки смысла кадровых назначений в правительстве Владимира Путина похожи на чтение иероглифов важными специалистами по кириллице и латинице. Но все делают вид, что владеют иероглифами. На самом деле никакое знание иероглифов для понимания процесса не нужно. Все происходящее рутинно и не содержит ничего принципиально нового.

Безусловно, вокруг Путина идет борьба кланов, которые стремятся подойти на как можно близкое расстояние к первому лицу и получить надел на кормление. Как и всякие кланы в корпоративном государстве, кланы в системе Путина им если не созданы, то санкционированы. Это все – «мушкетеры короля». Их борьба между собой условна, они борются только за место у трона с явного согласия правящего императора. Все равны перед императором, потому что равны нулю.

Любые персональные перестановки второстепенны. Ступеньки на лестнице к трону расположены причудливо и далеко не всегда ступенька выше предпочтительна для кадрового роста. Путин расставляет чиновников на ключевые посты, исходя из личного понимания текущих задач. Всю шахматную доску и очередь у доски видит только он. Замена и перемещение фамилий на дверях кабинетов – это не выстраивание или реновация институтов, это перестроение одной и той же колонны в движении. От перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Не было и нет никакого правительства Михаила Мишустина – есть только правительство Владимира Путина. Есть парламент Владимира Путина и суд Владимира Путина. Обсуждать всерьез движение имен в системе гомогенной власти невозможно и не нужно. Ничего существенного не произошло. 

Никаких принципиальных перемен в работе правительства Путина не будет. Он удовлетворен тем, как правительство выполняло его указания. Уход каких-то имен в тень или выход каких-то имен на более заметные позиции в строю ничего не меняет в политике, в государственной системе, в направлении развития власти. Это направление неизменно.

Субъектом политики в России остается только один человек – Владимир Путин. Все остальные фигуры – объекты его политических решений. Конфигурация этих объектов имеет некоторое значение для их личной судьбы, но не имеет никакого отношения к судьбе страны.

Оригинал