Посмотрел третью (последнюю) серию «Предателей» — сериала ФБК* про 1990-е. Судя по динамике просмотров, у нее есть шансы стать самой популярной, и это закономерно: она рассказывает про генезис Путина (как его видит Мария Певчих), а это все-таки злободневнее и ближе, чем истории из начала девяностых. 

Как политическое или публицистическое высказывание мне фильм в целом понравился. Конечно, ему можно предъявлять претензии в однобокости и ругать авторов за тенденциозный подбор фактов. Но они ведь и не брали на себя обязательств делать объективное историческое исследование или объективную журналистскую работу. Это взгляд субъективный, через свою оптику и решающий свои (политические) задачи, но странно будет ФБК* в этом укорять — это их работа, это соответствует их миссии.

Для меня главное значение этого фильма в том, что он ослабляет легитимность Путина, обращая против него любимый им же нарратив про лихие девяностые, вороватых олигархов и разгул бандитизма. Думаю, две главные аудитории этого фильма — люди старше 50 и люди младше 30. То есть либо те, для кого в среднем воспоминания о ельцинском времени довольно болезненны, либо те, у кого их нет вовсе. 

Конечно, много можно сказать (и уже было сказано, и еще будет) в защиту Бориса Ельцина, который все-таки был более сложной фигурой, чем тот невменяемый алкоголик, каким он предстает в фильме ФБК*. Думаю, что и ключевая мысль фильма — «Демократы 90-х предали демократию, предпочтя личные интересы, и это привело к путинизму» — тоже является упрощением. Но любое объяснение и любая модель упрощают реальность. А это объяснение понятное, эмоциональное и многим придется по душе. Если у несогласных есть что возразить — что ж, пусть попробуют это сделать на том же уровне, что и ФБК*. Наверное, больше всего шансов на подобное у Михаила Ходорковского — может быть, мы дождемся от него ответа.

Сериал, безусловно, стал главным публицистическим событием для российской политической среды. И это само по себе важное явление: редко бывает, когда оппозиция предлагает какую-то свою историю, а не просто реагирует на действия Путина. Это своеобразный переход от обороны в наступление. Мне это по душе.

P.S. Я не уверен, правда, что Путин был «случайным проходимцем» (цитата из фильма ФБК*), которому Ельцин и олигархи вручили власть, чтобы он защитил их от возможного передела и наказания. Думаю, во всей этой истории еще не до конца ясна роль КГБ и ФСБ. Но это тема для других статей, книг и фильмов.

Оригинал