Паблюдал за рождением нового жанра в русскоязычном интернете. Писатель Борис Акунин на своем сайте показывал зрителям “Диафильм”. По сути это был небольшой рассказ Акунина по мотивам произведений Гоголя, прочитанный автором вслух и проиллюстрированный AI-изображениями, так что получилось нечто вроде комикса. Но важно, что это почти было “вживую” (хотя сам текст авторской читки, кажется, был записан заранее): до и после чтения автор общался со зрителями, отвечал на их вопросы, а также предлагал им участвовать в голосованиях. В том числе выбирать, какая серия “Диафильма” будет написана и нарисована следующей (проект вырос из идеи “гоголевского” сериала, которую Акунин хотел реализовать в России, но теперь по понятным причинам все переехало в интернет).
Получилось очень симпатичное интернет-шоу на стыке жанров стрима, аудиокниги, комикса, AI-иллюстраций и авторской встречи. На шоу продавались билеты (по $8). В будущем Акунин и babook.org собираются предлагать площадку и механику для других авторов и артистов, чтобы те могли зарабатывать на встречах с аудиторией.
Не пожалейте восьми долларов; думаю, вы прекрасно проведете время (можно и с семьей: сам автор определяет жанр первой серии как “детский хоррор”).
Но дело не только в конкретном диафильме. Григорий Шалвович и его команда (в том числе директор “Babook.org” Павел Истомин) делают важную и непростую вещь: они стараются создать самостоятельную культурную площадку, отделенную как от российского государства, так и от крупных онлайн-платформ. Она начиналась как место, где можно купить книги самого Акунина и прочитать его заметки, а теперь это большой магазин самых разных неподцензурных книг, журнал, а теперь и площадка для мероприятий с возможностью монетизации для творческих людей.
Очень важно, чтобы в нынешних условиях такие островки русскоязычной культуры появлялись, сохранялись, развивались, объединялись в архипелаги, а когда-нибудь, может, сливались в целые континенты. Запретив многим талантливым людям творить в России, власть создала условия для появления параллельной культуры. Ее можно было бы назвать эмигрантской, но это будет не совсем верно. В отличие от XX века, благодаря интернету эта параллельная культура может быть не оторванной от российской аудитории. Тут пока есть сложности (например, с российской карты нельзя заплатить за просмотр “Диафильма” Акунина — как вы понимаете, не по умыслу организаторов, а в связи с позицией российского государства). Но я верю, что они преодолимы.