Стал искать истоки волн яда и ненависти в сетях и обнаружил, что Мария Певчих выпустила фильм о России 1990-х под названием «Предатели». Бывают ситуации, когда одного слова в названии продукта достаточно для того, чтобы к нему не прикасаться. Предатели – слово-маркер, оно определяет весь остальной лексикон и – самое главное – политическое содержание автора.
Политический смысл слова предатель заключается в определении лиц, действия которых караются смертью – как минимум политической. Предатели, «национал-предатели» (Nationalverräter), «враги народа» и прочие ярлыки классовой борьбы пахнут кровью и смертью.
Мария Певчих – большевик. Главным видом политической работы большевиков была классовая борьба, которая должна была завершиться полным уничтожением «класса эксплуататоров», для чего было создано одно из самых варварских государств в истории России – государство диктатуры пролетариата. Главным орудием диктатуры пролетариата в борьбе с «врагами» было убийство.
Я легко представляю себе Марию Певчих за подписанием смертных приговоров. Единолично. Бесстрастно. С пламенным огнём в глазах. С ощущением абсолютного всевластия и безнаказанности.
«Пламенные революционеры» – страшный тип людей, для которых главным является не восстановление справедливости, а кара, месть, возмездие. Из двух известных по русским сказкам видов волшебной воды (живой и мёртвой) в их багаже только вторая.
Фильм «Предатели» – это не исследование и не расследование, это обвинительное заключение в пропагандистской обёртке, причем обвинитель родилась в 1987 году и к моменту описываемых событий находилась в неполитическом возрасте.
В этом фильме нет состязательности сторон, различных точек зрения, стремления установить и представить зрителю все факты, в том числе потому, что они позволяют поставить под сомнение другие факты и оценки.
«Предатели» – это фильм-приговор, когда решение о виновности и казни уже принято. «Предатели» – это фильм ненависти. Важно понимать, что слово «предатель» – одно из ключевых в политическом лексиконе современных российских властей.
Одно из самых нелепых обвинений в фильме – это обвинение Бориса Ельцина в коррупции. Ельцин – фигура драматическая и сейчас уже можно сказать, что трагическая. Он получил в руки, но не использовал исторический шанс России на свободу. Он совершил много ошибок, в том числе фатальных. Но всё, что он делал, он делал искренне. Он был некоррумпирован до наивности. Обвинение Ельцина в коррупции не только лживо, но неисторично, то есть не соответствует контексту исторических событий.
Мария Певчих была хорошо встроена в политическую систему Владимира Путина. В 2010 году, уже проживая преимущественно в Великобритании, она возглавляла российскую делегацию в Ванкувере для участия в молодёжных аналогах Большой восьмёрки и Большой двадцатки. Все необходимые для этого проверки прошла.
Затем, ввязавшись в борьбу за власть в России в команде Алексея Навального, она оказалась в группировке, на которую отказались делать ставку возможные организаторы «транзита». Для Алексея Навального ставка оказалась больше, чем жизнь. Ближайшие соратники, в том числе Певчих, успели покинуть Россию. Администраторы и рядовые соратники сидят в тюрьмах.
Эпоха 1990-х действительно является истоком большинства пороков нынешней политической системы России. Реформы начала 1990-х за считанные месяцы разрушили главный политический капитал Бориса Ельцина – человеческую базу демократических реформ. Многие реформы были не только ошибочными, но преступными. Партия «Яблоко» возникла в 1993 году как альтернатива бесчеловечным и криминальным реформам, разрушительным для общества и государства.
Для того чтобы разобраться в причинах, движущих силах и уроках событий 1990-х, надо анализировать историю во всём её драматизме, а не вырывать из земли кровавый топор гражданской войны.