Факт #7. Знаете шутку психиатров "нет, здоровых, есть недообследованные"? Проблема гипердиагностики является серьезным вызовом для психиатрической практики.
Эксперимент Розенхана, проведенный в 1973 году, показал, что даже опытные психиатры могут ошибаться в диагностике психических расстройств.
Участники эксперимента, попавшие в различные психиатрические больницы, были диагностированы с шизофренией или подобными расстройствами, несмотря на то, что они не проявляли признаков психического расстройства.
Во второй серии эксперимента обнаружено, что даже при предупреждении персонала больниц многим псевдопациентам были диагностированы психические расстройства, а действительно больных заподозрили в симуляции.
Эксперимент Розенхана вызвал серьезные дискуссии о надежности психиатрической диагностики, а также о пагубном влиянии стигматизации на пациентов с психическими расстройствами.
Факт #8. Некоторые диагнозы, устанавливаемые психиатрами, не существуют.
Для того чтобы интегрировать научные знания о психических расстройствах в единую парадигму, международные и профессиональные сообщества создали раздел в МКБ-11 (международная классификация болезней) и классификатор DSM-V (диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, применяется в США). Тем не менее в психиатрической практике часто можно встретить диагнозы или состояния, которые отсутствуют в классификаторах или даже стали устаревшими и были опровергнуты.
Например, такой термин как "вялотекущая шизофрения" не существует. В России под этой категорией понимается медленное развитие симптомов с неясным происхождением. До сих пор, как и более 80 лет назад, этот диагноз используется в контексте карательной психиатрии для обоснования невменяемости диссидентов.
Многие российские авторы используют термин "вялотекущая шизофрения" как синоним шизотипического расстройства, пограничного расстройства личности, циклотимии, однако, ни одно профессиональное международное сообщество не признало её как самостоятельную нозологию или эквивалентную другим видам. Всё дело в том, что её диагностические критерии чрезвычайно размыты.