Противники консолидированного голосования за Владислава Даванкова приводят два довода, почему протестно-настроенному избирателю не следует [консолидированно] голосовать за кандидата. Разберем каждый из них.
1. «Даванков — не антивоенный кандидат, поддерживает СВО и политику Путина. Антивоенным кандидатом его воспринимает только Максим Кац, а Кремль будет рассматривать голоса, поданные за Даванкова, как поддержку курса Путина с некоторыми нюансами». Такое мнение озвучивает ряд ЛОМов из числа политэмигрантов.
Однако Даванков воспринимается российским избирателем, как антивоенный кандидат, а если быть точным, как строка в бюллетене и итоговом протоколе, с помощью которой можно выразить свою антивоенную и антипутинскую позицию. Пять из восьми пунктов предвыборной программы Даванкова почти полностью повторяют тезисы из программы Бориса Надеждина: мирные переговоры с Украиной, «но на наших условиях, а не откате назад»; предоставление финансирования регионам «вместо накачки федерального центра деньгами»; возвращение прямых выборов мэров и губернаторов; амнистия для политзаключенных — «свобода слова и мнений вместо нетерпимости и доносов»; приоритет внутренним проблемам страны — инвестиции в здравоохранение и систему образования.
Очереди избирателей, изъявивший желание поддержать выдвижение Надеждина, продемонстрировали, что в российском обществе есть запрос на альтернативную политику и что позиция Надеждина воспринимается, как антивоенная и антипутинская. Напомню, что поначалу политэмигрантская тусовка отнеслась к Надеждину с большим скепсисом. Сам кандидат на старте кампании заявил, что СВО — фатальная ошибка Путина, а военные действия нужно прекращать. В ходе кампании он уточнил свою позицию: "Путин до сих пор отдаёт приказы наступать, я таких приказов отдавать не буду. Это главная разница. Но и отступать, между прочим, я тоже не буду давать приказ без согласования позиций мирного договора. <...> Вот так. Потому что я президент России, а не Украины".
И где здесь принципиальная разница с позицией Владислава Даванкова?
После отказа в регистрации Надеждина рейтинг Даванкова стал заметно расти, он довольно скоро занял второе место. Голоса за Надеждина логично и интуитивно стали переходить в голоса за Даванкова. Согласно одному соцопросу, 58% голосующих за Владислава Даванкова — это избиратели Надеждина. То есть избиратели, ранее изъявившие желание проголосовать за Надеждина, теперь готовы поддержать Даванкова, и воспринимается он ими, как антивоенный кандидат. Замечу, что сам Борис Надеждин не призывает своих избирателей голосовать именно за Даванкова, но призывает их принять участие в голосовании и наблюдении.
2. «Даванков только на словах оппозиционер, а на деле поддерживает политику Путина и голосует единогласно за все репрессивные законы». Вчера члены и сторонники партии «Яблоко» опубликовали в своих соцсетях таблицу с итогами «ключевых» (по мнению авторов) голосований всех четырех кандидатов в Госдуме (Путин подписывал). Утверждается, что кандидаты проявили «полное единодушие по всем принципиальным вопросам».
Но таблица получилась, мягко говоря, тенденциозной и спекулятивной. Известно, что Владислав Даванков только за последние месяцы голосовал против (либо воздержался) двух знаковых репрессивных законов: против конфискации имущества за фейки об армии и экстремистские преступления, против запрета рекламы на ресурсах иноагентов. Можно было бы упомянуть, что ранее Даванков выступал с законодательными инициативами за отзыв мэров и отмену ответственности за лайки в соцсетях, а также против злоупотребления доносительством.
Не люблю, когда врут и передергивают.