Владимир Пастухов абсолютно прав, жестко разграничив морально-психологические последствия гибели Алексея Навального на «крах иллюзий» и «иллюзию краха».

Прижизненный культ Алексея Навального очень упрощал и романтизировала взгляд на «Россию после Путина», в то время как его гибель с необходимостью делает этот взгляд более реалистичным, а сама задача освобождения России предстает более сложной, но от этого не менее достижимой. Прочитайте пост Владимира Пастухова, в нем много важных подробностей такого понимания ситуации.

От себя же добавлю: нет худа без добра.

Это не просто одна из самых популярных пословиц, образчик народного хитроумия. И не «всего лишь метафора», украшающая нашу речь. С одной стороны, «нет худа без добра» — это важный принцип эвристики, позволяющий видеть возможности, там, где их, казалось бы, не может быть (эвристика – полуискусство/полунаука, про то, как решать проблемы, делать открытия, находить выходы). С другой стороны, «нет худа без добра» — это и важная «гигиеническая когнитивная процедура», заставляющая нас при восприятии и осмыслении тягостных сторон жизни не погрузиться в воистину нездоровое уныние.

Смерть всякого большого человека порождает не только мало с чем сравнимое горе и отчаяние, но и новые возможности. Большие люди занимают очень много места в нашей жизни. Их уход может оставить черную, ничем невосполнимую дыру в ткани существования, но может и заставить нас работать, трудиться не покладая рук, чтобы чем-то или кем-то заполнить возникшую пустоту: создать нечто новое, другое, продолжающее жизнь - жизнеутверждающее. Память о большем ушедшем человеке не противостоит этим поискам, а облагораживает их.

В глазах большинства российских свободолюбивых людей Алексей Навальный обладал своего рода монополией на «Россию после Путина». Теперь этой монополии нет, но есть поле возможностей для новых лидеров, новых организаций, новых идей, новых стратегий. В эпоху крайней неопределенности и при закрытых окнах возможностей политическое разнообразие важнее политической монолитности. Выбирать и объединяться невозможно заранее, а вот иметь варианты нужно всегда. Любой культ опасен отсутствием альтернатив. Безальтернативность не оставляет запасных вариантов, лишает маневра в ситуации, когда у лидера или с лидером что-то не ладится.

Оригинал