Если бы мне кто-то сказал 24 февраля 2022 года, что это минимум на два года, я бы, конечно, не поверил. Но теперь мы знаем, что возможно все. И теперь мы знаем, каково это — жить в эпоху перемен. Ничего хорошего, если честно.
Наверное, не надо напоминать, что война эта преступна. Что начавший ее Владимир Путин совершил огромное злодеяние по отношению и к украинскому народу, и к российскому народу, и ко всему миру. И это злодеяние стало возможным из-за отсутствия демократии в России, отсутствия сменяемости власти, отсутствия разумных ограничений для правителя.
Эта война не принесла никому ничего хорошего. И не принесет. А вот объем страданий и бед, которые она повлекла за собой, колоссален. Мы привыкли к смертям и горю, очерствели душами, так наша психика спасает себя от бесконечного ужаса. Но этот ужас продолжается. Вчера я читал текст о беженцах из Мариуполя — беременная женщина во время бомбежки потеряла ребенка, ее муж — стал инвалидом. Читал и плакал. Это лишь капля в океане горя, который захлестнул мир после 24 февраля 2022 года.
Горе пришло не только в украинские семьи. Сотни тысяч российских мужчин погибли, ранены, искалечены. В города вернулись преступники, которые должны были долгие годы сидеть в тюрьмах за убийства и изнасилования. Власть перестала видеть всякие границы и бросает в тюрьму любого, кто скажет слово против нее. Ложь стала основным видом информации. За занавесом этой лжи продолжаются наглое воровство и передел собственности. Культура, образование, общественная жизнь изуродованы и сведены к примитиву. Страх и тревога поселились в каждом, даже в тех, кто в этом никогда не признается.
Путин хорошо понимает, что фарш войны трудно провернуть назад. Он надеется, что затеянные им перемены — на десятилетия или даже на века. Я надеюсь, что это не так. Но разгребать содеянное придется долго. Мы должны пережить это — и разгрести. Мы должны, насколько это возможно, исправить содеянное Путиным. Я думаю, в этом теперь задача нашего поколения. Мы должны извлечь уроки и сделать так, чтобы это не повторилось. Россия должна измениться к лучшему. А Украина — жить в безопасности на своей законной территории. Я уверен, что рано или поздно так и будет. Это будет отвечать интересам обоих народов и всего мира.