Губернатор Калининградской области Антон Алиханов на съезде Российского общества политологов в Светлогорске (бывш. Раушен) выступил с посланием «Ответственность и безответственность: политические ценности как предпосылки войны и нового мiра». 

В год 300-летия самого известного за всю историю жителя Кёнигсберга Иммануила Канта (22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же), за три дня до 220-летия его кончины, Алиханов решил расставить политические точки над i в наследии Канта и обвинил философа в разрушительных событиях современной истории, включая боевые действия в Украине. Алиханову рукоплескали видные политологи – бывший глава РЖД Владимир Якунин, философ Александр Дугин и спикер президентского совета по правам человека Валерий Фадеев.

Взяв в руки речь российского консервативного философа Владимира Эрна «От Канта к Круппу», произнесенную 6 октября 1914 года, то есть после немецких атак на польский Калиш (в то время – Российская империя), бельгийский Лёвен (уничтожение Лёвенской библиотеки) и французский Реймс (обстрел Реймсского собора), Алиханов продлил пунктир политической логики до начала XXI века и связал философию мыслителя эпохи Просвещения с военным столкновением России и Запада на территории Украины.

Алиханов сказал: «Владимир Эрн написал статью «От Канта к Круппу», где показал, что есть прямая связь между Кантианской «Критикой чистого разума», пушками Круппа и вступлением Германии в Первую мировую войну. В упрощенном виде аргумент Эрна звучал так: Кант положил начало немецкой классической философии, прокачал немецкую волю, одновременно отрезав ее от бога и высших ценностей. Соответственно, лишенная бога и высших ценностей немецкая философия создала такую социокультурную ситуацию, в которой национальная воля отдалась пушкам Круппа, а пушки Круппа выстрелили в Россию.

Сегодня, в 2024 году, мы имеем смелость утверждать, что не только Первая мировая началась с работы Канта, но и нынешний конфликт на Украине начался там же. Мы здесь, в Калининграде, имеем смелость предположить, хотя на самом деле почти уверены, что именно в критике практического разума и основах метафизики нравственности, где Кант вводит знаменитые понятия категорического императива и рассуждает о нем, заложены этические, ценностные основы конфликта, который мы сейчас ведем».

Показательно, что в обоснование озвученных им оценок Алиханов прямо сослался на работу «Поведение» идеолога русского национализма Константина Крылова, который назвал этическую систему, основывающуюся на категорическом императиве, «этической системой Запада».

Русская философская мысль в XIX–ХХ вв. прошла много стадий восприятия философии Канта. Во времена СССР Канта от уничижения и его могилу от разорения спасло то, что Ленин назвал немецкую классическую философию одним из трёх источников марксизма, а после смерти Сталина Кант расценивался уже как «великое имя в истории мировой культуры, в истории не только немецкого народа, но и всего человечества» (Валентин Асмус, 1973).

Российская и советская философия старались сблизить философские учения России и Западной Европы, показать родственную связь с великими умами европейских культур, в том числе неправославных. Это открывало путь к научному, культурному и политическому диалогу. Путь к миру.

Намерение фактически «сбросить Канта с корабля российской современности» означает желание полностью порвать с европейскими корнями русской культуры и противопоставить Россию ее собственным истокам и естественному окружению. Это прямой путь к войне.

Это намерение отражает политический курс на полную самоизоляцию России от европейского мира и порицание всех тех культурных богатств, которые накопило человечество. Это неизбежно приведет к интеллектуальному и, как следствие, духовному обнищанию России.

Иммануил Кант к этому совершенно точно не стремился.

Оригинал