Некоторое время после февраля 2022 года мне казалось, что произошедшая катастрофа повлияет на умы людей, на восприятие ими значения политики. Что люди задумаются о том, что и почему привело страну к 24 февраля, какие возможности были утрачены, какие ошибки совершены, какие заблуждения случились, какие шансы упущены. Все это жизненно необходимо для того, чтобы не наделать новых фатальных ошибок в тот пока не близкий момент, когда откроется новое окно возможностей для больших перемен. Чтобы не проиграть новую эпоху, когда время для нее придет.

Опыт проживания и осознания трагедий чрезвычайно важен. Он позволяет выйти из морока прошлого и увидеть пройденный трагический путь не только как вереницу заблуждений, ошибок и преступлений, но как приобретенный дорогой ценой негативный опыт, который нужно понять для того, чтобы преодолеть его и не повторить в будущем.

Коллективная ответственность существует не только за преступления, но и за политические заблуждения, когда наивность или слепота большинства предопределяет цену, которую платит за катастрофу все общество, в том числе и не согласные с большинством.

Одна из самых больших ошибок, которую могут совершить проживающие катастрофу – это отказ принять ее, попытка сделать вид, что приведшие к катастрофе события не существенны, их осознание не нужно, а уроки случившегося не важны для принятия новых решений. 

Это по существу – избегание реальности, уход от личной ответственности за произошедшее, из которых легко следует безумная по существу готовность идти по тем же смертельно опасным следам, совершать те же ошибки, продолжать движение в тупики и провалы минувшего времени. Это прямая дорога к умножению трагедий.

Но многие политики, и вслед за ними люди продолжают вести себя так, словно ничего существенного со страной не произошло, как будто по-прежнему можно купить билет в поезд, несущийся под откос, и смотреть на происходящее как за окном, так и в вагоне как на временные неурядицы, которые исчезнут сами собой, если не обращать на них внимание и просто «заниматься своим делом».

Что такое политика в военное время? Что такое выборы в военное время? Что такое свобода слова и свобода массовой информации в военное время? Что значат в военное время институты мирного времени? Как обществу остаться гражданским в военное время? Ответов у нас пока нет.

Как идти вперед, когда проиграна целая историческая эпоха? Нельзя нести в общество иллюзии, обманывать людей несуществующими перспективами, создавать мифы. Нельзя привести людей в новый тупик, который подается им как свет в конце тоннеля, а на деле является ловушкой для неопытных и потерявших себя.

Кто и как будет работать с отчаянием отчаявшихся? С разочарованием разочарованных? С депрессией обманутых ложными надеждами? С безверием поверивших? Кто будет нести ответственность за психологические срывы и моральные мучения? Кто поддержит людей, которых манипуляторы на крови и слезах используют как одноразовую пехоту, а потом бросают наедине со своей внутренней трагедией?

Путь вниз не завершен. Бездна расширяется. Дно не достигнуто. Каждый, кто в этот момент истории зовет людей за собой, обязан понимать ответственность за каждого человека, живущего в эпоху катастрофы. Людей нельзя бросать под танки. Людей нельзя призывать к соучастию в имитации. Людям нельзя лгать.

Мы видим сейчас множество не только безответственных, но и подлых призывов. Призывов к насилию. Призывов к обману. Призывов к мести. Призывов к вражде. Призывов к гражданской войне. Люди, напрочь лишенные совести и морали, претендуют на создание новых общественных стандартов, указание новых общественных ориентиров, формирование изначально ложных общественных ожиданий. Они хотят воспользоваться человеческим страданием для своего возвышения.

Блажен каждый, кто открывает обществу глаза на мерзость лицемерия и цинизма.

Оригинал