Сыктывкарский архиепископ Павел Волочков, который называет себя Питиримом, давеча заявил, что жертвы изнасилования могут попасть в ад, если не простят преступника, а насильнику путь в рай вполне себе открыт, если тот раскается. А еще, что не все жертвы изнасилования страдают, потому что они «легкого поведения». Ну, в общем, классическая рубрика «старая хмырина рассказывает женщинам, как им переживать насилие от других хмырин». Только эта хмырина нацепила на себя рясу.
И это в целом повод поговорить о том, что РПЦ как организация дает женщинам. В конце концов, женщины составляют стандартно большую часть прихожан русской православной церкви. Общее количество прихожан в целом неуклонно снижается, и на это тоже есть свои причины: не очень понятно, что вообще дает сегодня церковь человеку. Не церковь вообще, а конкретно русская православная. Как бы мы лично ни относились к религии, церкви (мечети и синагоги тоже) часто выполняют важную функцию. Они могут создавать общину и быть центром объединения людей, могут давать утешение страждущим, то есть выполнять своего рода психологическую функцию для людей, которые мыслят через религиозную призму, они могут заниматься благотворительностью, в том числе вполне конкретной и финансовой, собирая деньги с общины и распределяя их между теми, кто оказался в беде. В общем, так или иначе, это важный социальный институт, который приносит пользу.
А какую пользу приносит РПЦ? Сегодня РПЦ — это условное государственное ведомство с авторитарной структурой управления и авторитарным же стилем общения с прихожанами, вот только у него отсутствует довольно важная функция — непонятно, какова его цель. Что это? Бюро отпевания и крещения? Вот свидетельство о рождении ты заказываешь в управлении записи актов гражданского состояния, а в русской православной церкви заказываешь бородатого дядю, который побурчит на похоронах твоего дедушки. Женщины приходят в храмы, чтобы что? Чтобы получить заявку на произведение потомства и должностную инструкцию жены? Чтобы им рассказали о том, что их трагедии, по сути, вымышлены, чувства неправильны и заявление из полиции они должны отозвать? Так это им в самой полиции расскажут.
Почему женщин в церкви больше? Потому что женщины просят заступничества и понимания, потому что женщины пытаются найти там защиту и утешение — то, чего они в мирской жизни не находят. Потому что суть церкви — в помощи страждущим и транслировании господней милости и прощения. Вместо этого Пашка Волочков рассказывает им, что они попадут в ад за то, что не прощают насильника. И знаете, что самое смешное? Что православие вообще традиционно не особо использует ад. Ад и стращание мучениями — это католическая тема. Но какая, в принципе, разница, если ты — функционер бюро религиозных обрядов. Твое дело не души спасать, а оправдать помилование убийц и насильников, чтобы они бодро топали на войну.