Первый день, когда сотрудников бюджетной сферы Псковской области и ещё почти 30 регионов России начали настойчиво принуждать просить проголосовать на т.н. президентских выборах с помощью системы ДЭГ (дистанционного электронного голосования). Началась регистрация на Госуслугах…
Если вы хотите хотя бы иллюзорно надеяться, что ваш голос будет учтён, то советую воспользоваться традиционным способом голосования – лично на участке в воскресенье.
А использование ДЭГ допустимо только для тех, кто территориально находится не в России, однако для этого вам потребуется технология из трёх букв, которая выдаст вам российский IP. Это не сложно, есть и бесплатные инструменты и за очень скромную цену.
Напомню, что ЦИК всеми силами оберегает даже свою закрытую систему от неудобных голосов. Как и ИКПО оберегает большинство выборов от неудобных кандидатов и партий.
При всём удобстве системы электронного голосования она представляет полностью закрытый чёрный ящик, в котором невозможно проверить ни количество проголосовавших, ни распределение голосов среди них. И плюс если на выборах будет только инкумбент и молчаливые спарринг-партнёры, то вы в качестве протеста не сможете сделать бюллетень недействительным.
А то, что ДЭГ полностью закрытая система, я подтвердил в позапрошлом году, когда наблюдал за процедурой, имея повышенный уровень доступа. Выданные нам инструменты были имитацией, а не реальным способом проверить итоги.
Кстати, про эту же закрытость системы и сказал член ЦИК ДЭГ в особом мнении, оно опубликовано на официальном сайте Избиркома.
Да и псковичи во время внедрения этой системы 86% голосов опроса на ПЛН заявили, что ДЭГ — это дополнительная возможность для фальсификации.
А вот КОИБы (комплекс обработки избирательных бюллетеней), при всей их «закрытости», имеют более высокий уровень доверия (как минимум в городе Пскове), потому что утром на них проводится тестирование, после чего можно сверить итоги с опущенными в КОИБ бюллетенями. Ну и плюс, зная, где стоят КОИБы, мы можем сверить цифры на ближайших участках, где эти устройства отсутствуют. Условно, если между двумя соседними школами (с КОИБ и без него) распределение процентов не сильно отличается, то это говорит в пользу КОИБ.
Плюс участки с КОИБ при уникальном стечении обстоятельств (очень редком, но возможном) допускают ручной пересчёт голосов, п.32 ст.68 Закона.
Кстати, у КОИБ есть ещё одна «положительная» особенность: при трёхдневном голосовании там вечером в пятницу и субботу не перекладывают бюллетени в сейф-пакеты (которые умеют ночью волшебно переворачиваться). Т.е. это в некотором случае защита от фокусов. Потому что опять же по личному опыту мы знаем, что если запросить доступ к видеокамерам для изучения секрета фокусов, то Избирком вам гарантированно откажет.
Кстати, это и к вопросу про информационные системы, которые в информационных автократиях в основном служат для построения цифрового ГУЛАГа, и гораздо реже для удобства. Напомню, что Госуслуги могли стать прекрасным и законным инструментом для сбора подписей за кандидата в президенты, но через Госуслуги нам запретили ставить подписи, а вот голосовать разрешают. Потому что целеполагание разное. По моему мнению, в первом случае — затруднить сбор за относительно оппозиционных кандидатов, а во втором случае — выдать нужный результат сами знаете кому.
Возможно, по этой причине сейчас результаты ДЭГ нельзя будет анализировать в рамках отдельных УИК, что хотя бы гипотетически позволяло сверить количество участников на отдельных избирательных участках (при невозможности проверки процентов).
Дополнительной причиной недоверия к ДЭГ является боязнь Избиркома раскрыть данные даже на тестовом голосовании в ноябре.
Поэтому подытоживая повторюсь: голосуем лично на участке в воскресенье с помощью бумажного бюллетеня. ДЭГ исключаем всеми способами. Кстати, на этих президентских выборах можно выбрать любой участок в России для голосования. Вдруг уедете в командировку.
В России и без ДЭГ анализ выборов наглядно фиксирует ненормальность итогов. Зачем им облегчать это рисование?