«Собачий концлагерь» – вход запрещен?! Зоозащитники Медвежьегорска не собираются молчать о непорядках, которые происходят за закрытыми воротами муниципального приюта для бездомных животных.

«С чем ассоциируется у вас представление о Карелии? – с таким вопросом обратился к присутствующим глава республики Парфёнчиков в Москве на ВДНХ 23 декабря прошлого года. – Несколько лет назад мы проводили опрос среди россиян, с вопросом, какое слово больше всего подходит к нашей республике? Выиграло слово «легендарная». Да, согласен, Карелия, действительно, легендарная!»

Конечно, Артур Олегович, любому приятно услышать бурю аплодисментов в свой адрес, но, скорей всего, если бы сегодня проходил подобный опрос, то Карелия уже славилась бы не реками, озёрами, лесами и фольклором, а страшной жестокостью по отношению к животным, как на совхозных фермах, так и в муниципальных приютах.

…1 декабря 2021 года администрация Медвежьегорского района расторгла договор с КРОО «Право на жизнь», занимающейся помощью бездомным животным, и потребовала освободить земельный участок. Надо отметить, что на тот период времени приют был в республике образцовым (руководитель Оксана Деревенко), что публично признала председатель агропромышленного комитета ЗС РК Гуменникова на одном из его заседаний.

Так приют стал муниципальным, но вскоре в народе стал зваться концлагерем… для собак. И неслучайно! Жители района, волонтёры, зоозащитники, честные депутаты сразу поняли, что наши четвероногие друзья нуждаются в защите от тех, кто взял на себя ответственность им помогать. Заметим – за бюджетные деньги, так как ежегодно на приют выделяется более трех миллионов рублей.

И вот пошёл уже третий год, как граждане борются за жизни собак… Много было встреч, выступлений на телевидении, писем, обращений в различные инстанции, вплоть до президента страны, но мы остановимся на последних событиях.

15 января в Медвежьегорском муниципальном приюте побывала депутат Законодательного Собрания Инна Болучевская вместе с общественным инспектором в области обращения с животными Татьяной Михайловой. То, что они увидели, подтвердило худшее – многочисленные переговоры, публикации в СМИ и заверения чиновников по поводу соблюдения правил содержания собак оказались пустым звуком.

«У меня не выдерживает сердце... За 28 лет работы на скорой помощи я повидала всякого, но здесь... это не только циничная ложь, это просто гнусное предательство наших меньших братьев, – прокомментировала увиденное Болучевская. – Условия, в которых находятся животные, повергли в шок. Готовлю обращение в прокуратуру по факту жестокого обращения». Собаки, со слов депутата и общественного инспектора, находятся в вольерах, утопая в отходах собственной жизнедеятельности. Много животных в тяжёлом состоянии, видно, что болеют и голодают. Будки не утеплены, ни сена, ни опилок… Несколько собак не на территории приюта, а на цепи при входе».

Высказав руководителю МКУ «АХЦ Медвежьегорского района» Стафейчук свое мнение: «Происходящее в приюте – это отражение вашего лица как руководителя», депутат и общественный инспектор услышали поразивший их ответ: «В приюте всё хорошо!». Неудивительно, что визитерам не удалось встретиться ни с главой администрации района Антиповым, ни с его заместителем Теребовой: чиновники на тот момент оказались очень заняты.

…Прошло несколько дней. 19 января в муниципальный приют Медвежьегорска направили свои стопы начальник отдела в сфере ветеринарии министерства сельского хозяйства РК Ларина и руководитель Первого общественного приюта для собак и кошек Рыбалко.

«Приют находится под постоянным контролем, в нём работают неравнодушные люди. За всё время специалисты не находили грубых нарушений в содержании животных», — не без гордости заявила Ларина после ознакомления с подведомственным объектом. «Осматривали животных… Довольно-таки активные, по упитанности — средняя, даже у некоторых выше средней. У меня претензий нет к их содержанию и здоровью». — Живо поддерживает чиновницу районный ветврач Еремина.

Интересно, каково же мнение известного зоозащитника Рыбалко о положении дел в приюте и состоянии животных? К сожалению, публично он его не озвучил. А паблику «Новости о животных» сказал: «Я не давал комментариев для СМИ. Моей целью была попытка убедить руководство приюта и администрацию Медвежьегорского района содействовать встрече всех заинтересованных сторон для прекращения многолетнего конфликта вкруг приюта. Это нужно заканчивать. Не абсурд ли — из города, где три приюта (государственный, муниципальный и общественный), собак вывозят в другие города республики, где хватает своих бездомных. Со своей стороны, готов содействовать организации такого диалога».

Смотрит общественность республики и не может понять, что происходит, и кто же прав – депутат Законодательного Собрания Инна Болучевская вместе с общественным инспектором или приехавшие 19 января чиновники-общественники? У одних шок от увиденного в приюте ужаса, а у других с точностью до наоборот – всё отлично: тут работают настоящие профессионалы, дело своё любят, животные в полном порядке, сытые да ухоженные… Словно два разных приюта обсуждают. Кто же прав?

Прошли всего сутки! Следующий день, 20 января, оказался не менее удивительным: нежданно-негаданно в муниципальный приют приехала известный карельский общественный инспектор по охране животных Любовь Левина.

Любовь Ивановна вместе с местными зоозащитниками Галиной Исподиной и Игорем Тураевым, несмотря на мороз, ждали долго: работница приюта Татьяна Волченкова появилась на месте службы только к полудню и со своей мамой.

«Скажу честно, — признаётся на своей странице Любовь Левина, — от увиденного я испытала настоящий шок!»

С её слов, в клетках не убирается, у собак ни сена, ни опилок, правда, в сарае лежит нетронутый тюк. Ни будки, ни вольеры не утеплены, щели толщиной с палец. В 30-градусный мороз кормят сухим кормом, ничего тёплого. Кормокухня отсутствует, коробки прогрызены, между ними перемещается огромная крыса, Галина Петровна Исподина сначала подумала, что это кошка. На чуть живых будках такие сугробы, что вот-вот всё провалится и придавит собак…

Между тем, в частном медвежьегорском приюте «Право на жизнь» 44 собаки, им варят 10 десятилитровых вёдер каши каждый день, подают тёплой. А в муниципальном приюте нет даже кормокухни, прошла Волченкова с одним ведёрочком, покидала собакам понемногу: всё, хватит! Это разве питание в зимнее время? Воды нет, в мисках снег.

И вот какой контраст: «В муниципальном приюте ни освещения, ни сторожа, ни администратора, кормят отходами из столовых, что недопустимо! Это и есть норма содержания животных, на которых выделяются огромные деньги? Куда же они уходят?» — возмущается Любовь Ивановна.

При входе три собаки на цепи. Известный в республике волонтёр Игорь Тураев, не выдержав, обратился к работнице приюта: «Переведите этих собак в вольеры, им там будет хоть немного теплее». «У меня без этого полно дел!» — парировала Волченкова.

Но общественному инспектору также захотелось проверить работу приюта медвежьегорской ветстанции. Когда там все дела были завершены, вместе с районным депутатом Ольгой Плехановой Левина вновь вернулась муниципальный приют. А тут никого, на двери – замок. Работница Татьяна Волченкова, «отработав», уже ушла, за забором сидела только её мама, не работающая там официально.

На вопрос, кто она тут такая, женщина смело ответила: «Я – волонтёр!» Попросили открыть приют, наткнулись на категорический отказ, вызвали полицию, приехал участковый, но Волченкова-старшая и его не пустила, сославшись… на только что объявленный санитарный день. Вот это волонтёры! Какая силища! Даже представитель власти для них не авторитет! «Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на слона!» (И.Крылов)

Постояли общественники у закрытой двери, да и разошлись ни с чем. Ушел и полицейский. Остались только привязанные у дверей три собачки, их так и не перевели в вольер… Обессиленные от голода и лютого холода, сгорбленные, как старики, три собачьих тельца замерли в ожидании конца… В их глазах уже нет ни света, ни надежды… Особенно трудно одной из них, она больна, а в Медгоре морозы под - 40.

Председатель Правления КРОО «Заонежье» Валентина Сукотова

P.S. Сегодня, 23 января, в Медвежьегорске состоялось очередное совещание по поводу содержания бездомных животных в муниципальном приюте. После череды скандалов его инициатором выступила председатель комитета ЗС РК по агроропромышленной политике, куда относятся вопросы бездомных животных, Гуменникова, вместе с которой прибыли представители Минсельхоза РК и общественник Владимир Рыбалко. Со стороны медвежьегорских зооащитников пригласили руководителя частного приюта «Право на жизнь» Оксану Деревенко. Однако в администрацию пришли и другие неравнодушные граждане, которых не хотел пускать на встречу глава администрации Антипов. Вышла некрасивая сцена.

По мнению Оксаны Деревенко, разговор не окончен. «Участники пытались найти общие точки соприкосновения между общественностью и администрацией, – комментирует зоозащитница. – На данный момент ни к какому итогу собравшиеся не пришли. Общественникам и администрации предложено выдвинуть свои предложения по улучшению работы муниципального приюта, потом садиться за стол переговоров и смотреть, что реально, что – нет. Мы свои предложения подготовим и направим депутату, очередная встреча намечена на начало февраля…»

Что будет происходить тем временем в «собачьем концлагере» и смогут ли зоозащитники посещать содержащихся там животных, чтобы ухаживать за ними – вопрос открытый…

На фото: состояние муниципального приюта для безнадзорных животных в январе 2024 года

Оригинал