Икону «Троица» Андрея Рублёва досрочно изъяли из реанимации научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря и вечером 5 января доставили, через более чем двадцатиградусный мороз, в храм Христа Спасителя, где, предположительно, на Рождественской службе патриарха Кирилла (Гундяева) будет присутствовать Владимир Путин – впервые в этом храме с 2001 года, когда главой РПЦ был ещё Алексий Второй.
15 мая 2023 года «Троицу», несмотря на возражения Реставрационного совета Третьяковской галереи, указом Путина передали в Троице-Сергиеву лавру на «ответственное хранение» на 49 лет. Специалисты Третьяковки, которые спасли ветхую икону нач. XV века от разрушения, реставрировали и хранили с 1929 года, добившись устойчивой консервации, предупреждали, что любой выход иконы из состояния покоя чреват её гибелью.
После четырехдневных «гастролей» иконы в Троице-Сергиевой лавре с 16 по 19 июля 2022 года на ней был обнаружен 61 участок с повреждениями, при дальнейшем исследовании – еще 10. Но хрупкая икона была буквально вырвана из рук реставраторов и отдана по требованию Кирилла в РПЦ, по его бесхитростному выражению, «навсегда».
После нахождения иконы в храме Христа Спасителя в течение нескольких недель летом 2023 года в обычной, а не специальной капсуле, был необходим, по словам министра культуры Ольги Любимовой, год для купирования потерь иконы и консервации ее состояния.
При этом икону демонстративно не вернули в протестующую против варварства Третьяковскую галерею, а передали в центр им. Грабаря – организацию достойную, но не специализирующуюся на иконах такого уровня и – что важно в контексте происходящих в стране событий – молчащую. Специалисты Третьяковки стали помогать специалистам центра им. Грабаря в спасении «Троицы».
Теперь реанимационные мероприятия прерваны досрочно, икона снова доставлена в храм Христа Спасителя. Памятник мировой культуры оказался в положении военного трофея в борьбе не обремененного познаниями в сфере искусства Кирилла с научным и музейным сообществом, по существу – с самой культурой. Этот умирающий трофей Кирилл представит Путину как знак грядущей победы.
В XIX веке, когда началась эпоха профессиональной реставрации икон, императорские власти России установили приоритет ценности памятника культуры над его утилитарным использованием. Ещё два века назад иконы могли после их обветшания уничтожить – чаще всего, их сжигали. Тысячи памятников иконописной культуры, которые сегодня были бы предметом гордости лучших музеев мира, погибли от невежества церковных и светских властей. Считанные образцы выжили. «Троица» Андрея Рублева занимает в ряду выживших особое место, показывая беседующих о вечности Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.
Сама мысль о возможности утилитарного использования памятника такой ценности и такой ветхости могла прийти в голову только людям с атрофированным нервом культуры. Культура выше религии, выше церкви и, конечно, выше власти. Принудительное возвращение «Троицы» в церковный обиход – это возврат в непросвещенное средневековье.
— Проводили в последний путь, — обобщила происходящее бывший ученый секретарь музея Андрея Рублева Наталья Комашко. — В храме такая сухость, что у иконы начнут разрываться доски. Комашко сообщила, что «Троица» пробудет в храме до июня 2024 года, после чего ее перевезут в Троице-Сергиеву лавру.
«Это уничтожение культуры. Ещё шаг — и мы в пещере», — говорит Комашко.
Происходящее с «Троицей» Рублёва глубоко символично. Разрушение памятников культуры является предвестником разрушения государства. Но во власти и Церкви никто не читает эти трагические знаки. Понимание ценности культуры и ценности человеческой жизни имеет одни и те же корни. Корни подрублены, и мы видим перед собой результат работы топором в храме жизни. Возможно, следующим поколениям останется только память.