Работы по благоустройству объекта культурного наследия - места массовых расстрелов 1937–1939 годов на сумму около 25 миллионов рублей обернулись скандалом…

«Получила информацию о том, что в урочище «Сандармох» срочным образом в снегах затеяны работы по благоустройству. Сегодня приехала проверить на месте. Работает техника, отсыпается площадка под парковку, заложен фундамент под туалет, вымощена дорожка. Планируется установка скамеек и урн. Всё бы хорошо, благоустраивать входную зону нужно. Беспокоит то, что будет написано на стеле из габбродиабаза, которую планируют установить в ближайшие дни. По имеющейся информации надпись планируется такая: «Жертвам репрессий 1937-1939 годов и жертвам финской оккупации времен Великой Отечественной войны, – сообщила в соцсети депутат Законодательного собрания Карелии Эмилия Слабунова. – Такая надпись не соответствует установленному государственными документами статусу объекта, подлежащему госохране. Сразу же направила обращение в прокуратуру РК».

На странности вокруг планируемой реконструкции объекта культурного наследия Слабунова обратила внимание правоохранительных органов и общественности еще в ноябре. Тогда же она написала в своем паблике в соцсети, что узнала об этом случайно из ответа Главы РК Парфенчикова год назад.

«30 ноября 2022 года я отправляла запрос А. Парфенчикову с просьбой предоставить информацию о ходе реализации второго этапа «Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий», а также о деятельности Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Правительстве РК. В ответе в первых строках говорилось о том, что «в настоящее время бюджету Медвежьегорского муниципального района предусмотрен межбюджетный трансферт из бюджета Республики Карелия в размере 25,5 млн рублей на реализацию мероприятий по сохранению и благоустройству объекта культурного наследия регионального значения (достопримечательное место) «Место захоронения жертв политических репрессий».

В документе говорилось, что 2022 году планировалось использовать средства в размере 1 млн рублей для корректировки разработанной в 2008 году проектной документации. Основной объем работ предполагалось выполнить летом 2023 года.

«Удивило тогда то, что ни в бюджете республики 2022 года, ни в проекте бюджета на 2023 год никаких упоминаний этой суммы и планируемых работ не было. Выяснять пришлось долго по разным каналам. Оказалось, что это средства некоего гранта, полученного Главой РК за достижение неких показателей. Видимо, из тех, по которым оценивают глав субъектов, – продолжает Эмилия Слабунова. – Выяснилось и то, что в период рассмотрения моего запроса к Главе постановлением Правительства РК от 8 декабря межбюджетный трансферт на эту сумму передан бюджету Медвежьегорского муниципального района.

События последних лет в Сандармохе доказали, что планируемое благоустройство нужно держать под жестким контролем. Что я и делала на протяжении этого года».

В марте 2023 г. вице-премьер по внутренней политике Корсаков на запрос депутата о предоставлении проекта благоустройства сообщил, что в 2022 году начата работа по корректировке проектной документации, разработанной еще в 2008 году. Документы для заключения муниципального контракта подготовлены администрацией Медвежьегорского муниципального района (АММР). Сметный расчет будет направлен на проверку в ООО «Региональный центр по ценообразованию в строительстве Республики Карелия» (РЦЦС).

Начальник Управления по охране объектов культурного наследия РК, призванного обеспечивать охрану объектов и вести надзор за любыми работами на них, в июне 2023 года на обращение Эмили Слабуновой сообщила о невозможности предоставить проект, так как он находится в стадии разработки, сделав ссылку на заказчика – администрацию Медвежьегорского муниципального района, дистанцировавшись таким образом.

А глава Медвежьегорской администрации Антипов в это же время - в июне - на просьбу депутата ЗС РК предоставить проект и результаты госэкспертизы сообщил, что не может этого сделать, так как «на данный момент сметная документация находится в ООО «Региональный центр по ценообразованию в строительстве Республики Карелия» (РЦЦС) на проверке».

На повторный запрос в октябре Антипов ответил Слабуновой так же: «На данный момент сметная документация заказчику не передана». При этом (внимание!) руководитель РЦЦС 31 октября на депутатский запрос сообщает: «В 2023 году администрация Медвежьегорского муниципального района по данному объекту в нашу организацию не обращалась».

Тогда же прокурору Республики Карелии был направлен запрос по проведении проверки по ряду оснований: бездействию, предоставлению недостоверной информации, ненадлежащему исполнению полномочий и т. д.

Сегодня, после посещения мемориала «Сандармох», Эмилия Слабунова вновь обратилась к прокурору Карелии Харченкову с просьбой проверить проектную документацию на проведение работ по благоустройству мемориального кладбища "Сандармох". Как говорится в обращении депутата, на территории мемориала планируется установка стелы с надписью "Жертвам репрессий 1937–1939 годов и жертвам Финской оккупации времён Великой Отечественной войны", однако это не соответствует статусу объекта культурного наследия, который является местом захоронения лишь жертв политических репрессий.

"Ранее депутат обратилась к главе районной администрации Максиму Антипову, чтобы уточнить, кто согласовывал установку стелы, и тот сослался на республиканское управление по охране объектов культурного наследия. Эмилия Слабунова предупредила заказчика, что такая надпись на стеле не соответствует статусу мемориального кладбища, поскольку в федеральном реестре объектов культурного наследия нет никакого упоминания о жертвах финской оккупации на территории Сандармоха. "Это противоречит исторической правде", - подчеркнула депутат, на что районный мэр заявил, что сам он эту надпись не видел", - пишет телеграм-канал Валения Поташова.

Жертвам политических репрессий, чьи останки лежат в расстрельных ямах «Сандармоха», как это ни странно, и сегодня требуется защита. Все еще не закончена эпопея с раскопками, проведенными здесь Военно-историческим обществом в 2019 году, когда по некой версии осуществлялся поиск якобы расстрелянных финскими оккупантами советских солдат. Вероятно, добыть необходимых подтверждений не удалось, а останки 21 человека после соответствующей экспертизы пролежали в камере хранения местного следкома более 1,5 лет и по решению суда в 2021 году были вновь перезахоронены силами районной администрации.

Накануне прямой линии президента медвежьегорский активист Игорь Тураев написал обращение, в котором ставит вопрос, чем руководствовалось районная администрация во главе с Максимом Антиповым, принимая решение о выборе места захоронения и само его исполнение. «Захоронение произошло на задворках обычного городского кладбища и без участия общественности, как говорят, по-тихому. Нам, неравнодушным жителям Республики Карелия, установить место захоронения удалось лишь с помощью отдельных по-настоящему народных депутатов Законодательного собрания РК (почему-то депутаты от ЕР наблюдали со стороны) и то с третьего раза, – написал автор обращения. – …останки 21 человека скопом были захоронены в одной могиле в целлофановых мешках для мусора».

Заметим, что факт тайного по сути захоронения останков жертв репрессий может служить подтверждением, что доказательств расстрелов времен Великой Отечественной войны в «Сандармохе» обнаружено не было…

Оригинал