Мадуро провел национальный референдум о возможности аннексии Венесуэлой региона Гайана-Эссекибо, составляющего примерно две трети территории соседней Гайаны
3 декабря в Венесуэле состоялся референдум, который был инициирован президентом Николасом Мадуро и должен обеспечить политическое прикрытие военной аннексии Венесуэлой региона Гайана-Эссекибо, части соседней Гайаны. На референдум было вынесено пять вопросов, которые заслуживают того, чтобы привести их полностью.
Итак, у народа Венесуэлы спросили:
«Согласны ли вы всеми средствами в соответствии с законом оспорить решение, обманным путём навязанное Парижским арбитражным судом в 1899 году, которое направлено на то, чтобы лишить нас нашей Гайаны-Эссекибо?»
«Поддерживаете ли вы Женевское соглашение 1966 года как единственный действительный юридический инструмент для достижения практического и удовлетворительного решения для Венесуэлы и Гайаны спора по поводу принадлежности территории Гайаны-Эссекибо?»
«Согласны ли вы с исторической позицией Венесуэлы, которая не признает юрисдикцию Международного суда ООН по разрешению территориального спора по поводу принадлежности Гайаны-Эссекибо?»
«Согласны ли вы всеми законными способами противостоять требованию Гайаны об одностороннем незаконном распоряжении спорной морской территорией в нарушение международного права до её делимитации?»
«Согласны ли вы с созданием штата Гайана-Эссекибо и разработкой ускоренного плана комплексного покровительства над нынешним и будущим населением этой территории, который включает, среди прочего, предоставление гражданства и паспорта в соответствии с Женевским соглашением и международным правом и приведёт к включению указанного штата в состав территории Венесуэлы?»
На фоне обострения территориального спора народ сплотился вокруг Мадуро и более 95% избирателей проголосовали за по каждому из пяти вопросов. Референдум считается консультативным, однако дает властям политическую возможность для разработки плана воссоединения с «исторической землей».
Гайана-Эссекибо — богатый нефтью регион площадью 159,5 тыс. кв. км и населением около 200 тыс. человек — занимает три четверти территории Гайаны. Истоки спора уходят в эпоху освобождения Венесуэлы от колониальной зависимости от Испании в к. XVIII – нач. XIX вв., когда, в процессе споров между Испанией, США, Британией и Нидерландами, будучи частью новосозданного государства Великая Колумбия, Венесуэла потеряла контроль над границами, а Британия присоединила в своей колонии Гвиане (так тогда называлась Гайана) территории к западу от реки Эссекибо.
В 2015 г. в Гайане-Эссекибо были открыты новые залежи нефти, а в 2019 г. власти разрешили ее добычу на морском шельфе шести крупным кампаниям. Экономика Гайаны растет несколько лет подряд на 40% в год. Жители Гайану-Эссекибо со времен британского владычества говорят на английском и притязаниям Венесуэлы не рады.
«Это исторический референдум, который поставил на ноги Венесуэлу <...> Венесуэльский народ высказался громко и ясно, эта победа принадлежит всему народу Венесуэлы», — заявил Мадуро на торжестве по итогам референдума. Его избирательная кампания на очередной президентский срок начата этим референдумом. Новые карты Венесуэлы уже напечатаны.
Дальше, скорее всего, — аннексия. Но если армия Венесуэлы войдет в Гайану-Эссекибо, начнется война с, возможно, участием соседних стран. И регион рухнет в XIX век. Но с новым оружием в руках.
Мадуро выбрал момент повышенной турбулентности в мире, чтобы затеять свою маленькую победоносную войну.
Не существует справедливых государственных границ. Борьба за земли в XXI веке – это возврат общества в эпоху, когда кровь и почва определяли всю политику.
Любые воззвания к «историческим картам» на какое-то время сплачивают народ вокруг правителя, но неизбежно приводят к насилию, войне и крови. Но Мадура не читает историю, он намерен ее переписать.