В прошлом году очень много говорили о том, что война стала для бедных регионов эдакой формой социального лифта, единственным источником невиданных в реальном мире условной Нижней Перди денег, которые там невозможно было бы добыть иными способами, потому что зарплат отродясь таких не было и перспектив тоже. И да, это казалось логичным, что если человеку предлагают пять, а то и шесть ноликов в зарплате, думать долго не приходится. Кто-то даже говорил о бенефициарах, вот только сейчас мы постепенно видим, что на практике абсолютное большинство военных совершенно не продвинулось ни по какой социальной лестнице.
Если посмотреть на рассказы семей военных, среднестатистический эффект от этих денег выглядит так: треть на кредиты, треть на реабилитацию после ранений, треть пропить и развлекаться. От случая к случаю положение чуть меняется: кто-то по возможности помогает родителям, кто-то даже выплачивает ипотеку, но основная проблема такая: эти деньги не начинают работать и не двигают человека вперед. В лучшем случае они смещают его в точку нуля, перекрывая старые кредиты и необходимые траты. Но вот чего мы не видим, так это взлета инвестиций или малого предпринимательства. Не то чтобы из каждого утюга гремят истории успеха каких-нибудь добровольцев, которые вернулись, открыли барбершопную или автомастерскую и стали стабильно зарабатывать. Или хотя бы инвестировали в образование.
Потому что деньги - это просто бумажки. Бумажки ценные и важные, но это необходимое, но недостаточное условие. Социальный лифт не запускается, если просто положить в него денег, чтобы реально переместиться с одного условного этажа на другой, нужно перекраивать мышление и подход к жизни. И если человеку без образования, который всю жизнь барахтался на социальном дне, он с него не всплывет, он просто купит на это дно красивый коврик и пару ящиков водки. Деньги просто заканчиваются. Блага, которые на эти деньги покупаются, не работают в плюс человеку. Абсолютный максимум инвестиций для этих людей — квартиру купить. Не худший вариант, и покупают, правда, с каждым месяцем они все дороже, но теперь это просто бедные люди в квартирах.
Становится ли их жизнь лучше? Возможно, минимально. Квартира есть. Но деньги заканчиваются и все возвращается на круги своя: снова надо искать работу, на которой снова платят тысяч пятнадцать, новых компетенция не появилось, начальникам абсолютно все равно, умеешь ты в руках оружие держать или нет, твое новое оружие - пищалка на кассе. Лифт никуда не поехал, лифт вернулся в исходную точку. А то и не в исходную, если человек вернулся с ранением и его жизнь прежней уже никогда не будет. А кроме того, большие деньги - это большой стресс, особенно, когда они кончаются. Жить на пятнадцать тысяч больно, еще больнее - жить на пятнадцать тысяч, когда ты уже держал в руках миллион.