«Нет заступушки у вас, нет заборонушки!» Слова из плача Ирины Федосовой сегодня можно отнести к ее родным местам и землякам, живущим «обетованном и былинном» Заонежье. Адресованное туристам сказочное вранье власти раскрывается, когда приезжаешь на родину сказительницы, чтобы посмотреть на реальность и послушать местных жителей…

Три года в Заонежье реставрировали дорогу, ведущую от Медвежьегорска до Великой Губы – около 120 километров. Власть не жалела средств на пиар, приговаривая, что теперь туристы (почему-то чаще вспоминались именного гости, а не местное население, для которого хорошая дорога – это сама жизнь) получат возможность сухопутным путем добраться до острова Кижи. Хотя по воде Онежского озера в разгар туристского сезона путь м музей под открытым небом в десять раз короче, но это детали.

И вот ремонт закончен. Но могут ли люди с комфортом доехать до большинства заонежских деревень – в некоторых из них недавно на средства президентского гранта даже появились стенды с картой полуострова и словами «Заонежское гостеприимство».

Кузаранду называют родиной всемирно известной заонежской народной поэтессы Ирины Федосовой, хотя на свет она появилась в близлежащей деревне Софроновской. Простая крестьянка не только знала и сама придумывала тексты плачей, но и исполняла их необыкновенно трогательно. Люди говорили про нее: «Поет спокойно, а все вокруг плачут».

В 1894 году на творчество Федосовой обратил внимание преподаватель петрозаводской женской гимназии Павел Виноградов. Он организовал для нее турне по России: Петербург, Москва, Казань, Нижний Новгород, где она, как бы мы сейчас сказали, давала концерты. Ее рады были видеть везде: в ученых сообществах, высшем обществе, учебных заведениях, консерваториях, в частных домах. Федосовой восхищались Некрасов, Горький, Шаляпин… Успех был ошеломительный. Ирина Федосова даже была награждена двумя серебряными медалями от Академии наук за вклад в развитие народного творчества.

Собрав небольшое состояние, Федосова вернулась в свою деревню. Часть денег она отдала на строительство школы, потому что всю жизнь страдала от того, что была неграмотной… Здесь, на Юсовой Горе, Ирина Андреевна и похоронена.

Сегодня до Кузаранды ведет дорога, обочины которой плотно заросли борщевиком. Время от времени попадают на глаза руины деревянных построек. Видимо, асфальта при реконструкции основной дороги на участок в два десятка километров не хватило – заасфальтировали только три. А на вопрос местных жителей, когда ждать продолжения работ, чиновники отвечают, что на 2024 год средств на дорогу не предусмотрено…

По пути к «месту паломничества туристов» появилась еще одна «достопримечательность» – брошенные не один год назад штабеля леса. Десятки, а может и сотни кубометров бревен гниют, создавая опасность для проезжающих мимо – на дороге никакой видимости. Депутат Толвуйского поселения Василий Мухин пояснил, что безрезультатно добивался уборки этих залежей. По его словам, хозяин древесины ИП Сидоренко…

Наш разговор состоялся в библиотеке-музее имени Ирины Федосовой, который был кое-как отремонтирован на бюджетные средства. Двери не закрываются и щели для сохранения тепла затыкивают старыми одеялами, окна не открываются, крыша течет, уличный туалет упал...

Депутат карельского парламента Эмилия Слабунова, специально приехавшая в Заонежье, чтобы изучить, как расходуются выдаваемые общественным организациям многомиллионные гранты, написала на своей странице в соцсети:

«Глава Карелии объявил о намерении создать в республике сеть духовно-просветительских центров, в работе над которыми будут объединены школы, общество и церковь. О том, что согласно Конституции у нас светское государство, а «религиозные объединения отделены от государства», видимо, подзабыто. Но сейчас хочу сказать о другом.

Считаю, что прежде, чем создавать новые центры, сначала работу существующих следует организовать на должном уровне. Сельские дома культуры и библиотеки, смысл которых, в том числе, в духовном просветительстве, ибо духовность не равно религиозности - пребывают в плачевном состоянии. Вернулась из поездки по Заонежью. В библиотеке-музее им. И.А. Федосовой в деревне Кузаранда никаких признаков жизни - в нетопленом помещении стужа лютая, запустение, нет ни одного работника по причине того, что и не предусмотрены. Имеются лишь фрагменты непонятного незавершенного проекта с, явно, потраченными деньгами.

Вот оно - отношение к великой русской сказительнице, к культурному наследию, традициям! До духовности, определенно, далеко».

Оригинал