By Eilís Quinn
«Мы думали, что такое может происходить, но до этого оно еще не было показано», — рассказала в телефонном интервью Eye on the Arctic автор доклада Луиза Арчер, постдокторант Университета Торонто Скарборо.
«Для меня и соавторов интересным результатом исследования оказалось то, что мы не знали, насколько важно молоко в период голодания для детенышей и что сокращение калорийности молока или полное прекращение лактации оказывает негативное влияние на детенышей».
Разгадка в архивных образцах
Белые медведи используют морской лед для охоты на тюленей. Когда лед тает, они выходят на берег. Из-за сокращения площади морских льдов на севере, вызванного потеплением климата, медведи проводят на суше больше времени.
Для проведения исследования ученые из Университета Торонто, Геологической службы США и организации Polar Bears International изучили образцы молока белых медведей, собранные в западной части Гудзонова залива в 1989 и 1994 годах.
В результате выяснилось, что физическое состояние медведей ухудшается, когда они проводят больше времени на суше без питания, и они дают молоко с более низким содержанием энергии, а иногда у них вообще прекращается лактация.
Сокращение калорийности молока затем влияет на скорость роста детенышей.
Приоритет кормлению при ухудшении состояния организма
У детенышей белого медведя есть две возрастные категории: сеголетки в возрасте до года и годовики в возрасте от одного до двух лет.
Исследование показало, что нарушения лактации у самок белой медведицы происходят после около трех месяцев на суше:
- Вероятность лактации у самки с сеголетками первоначально составляла 53 процента, но снижалась до 35 процентов у самок с годовиками.
- У кормящих самок с одним детенышем после трех месяцев пребывания на суше калорийность молока снижалась на 50 процентов.
- У кормящих самок с двумя детенышами падение калорийности молока составило более 75 процентов.
«Самки с сеголетками, по-видимому, более склонны идти на жертвы и продолжать лактировать при ухудшении состояния организма, чем самки с детенышами старшего возраста», — рассказала Арчер.
«Похоже, это важный источник энергии для более молодых детенышей, у которых нет собственных жировых запасов для обеспечения себя на этом этапе. А старшие детеныши приближаются к тому, чтобы стать независимыми, поэтому у них больше шансов быть в состоянии обеспечить себя».
Исследования в Гудзоновом заливе
Белые медведи в западной части Гудзонова залива представляют собой одну из южных популяций и сталкиваются с сезонными изменениями ледового покрова. Это также означает, что они быстрее других популяций испытывают на себе последствия потепления климата и таяния морского льда.
По словам Арчер, благодаря доступности медведей в регионе уже проводились их исследования и эти важные исторические данные можно сравнить с современной информацией.
«Западно-гудзонская популяция белого медведя является одной из наиболее изученных, а это означает наличие хороших данных о том, что происходит с популяцией в долгосрочной перспективе», — сказала она.
По словам Арчер, опубликованные в этом месяце результаты, — это только начало пути к лучшему пониманию воздействия изменения климата на здоровье медведей в регионе.
«Если самки будут вынуждены сокращать лактацию, то как это повлияет на выживаемость детенышей и на общую динамику популяции, если мы продолжим наблюдать исчезновение морского льда в будущем?» — сказала Арчер.
«Думаю, следующим станет интеграция взаимосвязей, которые мы выявили в этом исследовании, и их использование, чтобы лучше понять, каким может быть будущее популяций белых медведей, если мы продолжим наблюдать исчезновение морского льда из-за изменения климата».
Полный текст исследования размещен в журнале Marine Ecology Progress Series.