В Екатеринославе мобилизованные, возмутившись необходимостью платить за проезд на трамвае, захватили несколько вагонов и выкинули оттуда полицейских. В Барнауле призванные на войну захватили склад с алкоголем и удерживали его несколько дней, полиция не решалась взять его штурмом. В Сабунчах мобилизованные, недовольные тем, что их сажают в вагоны для скота, устроили беспорядки и камнем убили полицейского.

Это все случилось в 1914 году, во время мобилизации в начале Первой мировой войны. Собственно, с той мобилизации, по сути, и началась грандиозная битва народов: в ответ на нее Германия объявила России войну. Причем Россия, мобилизуя граждан, действовала исходя из ложных слухов из Германии, которым поверил начальник генштаба, неопытный «паркетный» генерал Янушкевич. 

Пропаганда описывала мобилизацию как патриотическое единение народа, но на самом деле тут и там возникали беспорядки, кое-где звучали политические и антимонархические лозунги, а крестьяне, хоть и покорившись в целом требованию власти, с тяжелым сердцем оставляли семьи и хозяйства. Представители интеллигенции в дневниках жалели мобилизованных и считали их «пушечным мясом», но и они не могли предвидеть чудовищного масштаба потерь, которые ждут Россию.

…Это пересказ одной небольшой главы из книги Владислава Аксенова «Война патриотизмов», которую я недавно закончил читать. Она подробно описывает происходившее в России в 1914–1917 годах с точки зрения конфликта двух версий патриотизма: государственного и народного. На основе этого фрагмента я к годовщине нынешней мобилизации сделал небольшое видео о мобилизации Первой мировой.

Я бы очень рекомендовал прочитать как минимум вступительную часть книги, где автор делает очерк русского патриотизма как такового и описывает, как с начала XIX века в России складывались две концепции патриотизма — «верноподданическая», государственная и «народная», гражданская. Для первой характерны имперство и шовинизм, для второй — ассоциация Родины не с властью и государством, а с землей и живущим на ней народом, благо которого почитается за высшую цель. В этом смысле, например, патриотами являются выступившие против высшей власти декабристы или те русские офицеры, которые во время подавления восстаний в Польше высказывались против карательных экспедиций или даже переходили на сторону восставших.

Впрочем, мы отвлеклись от мобилизации, а видео-то о ней.

Оригинал