Шесть месяцев я учил немецкий и еще один - политическое и социальное устройство, главные исторические события. Языковой экзамен был у меня еще в августе, а вчера я сдал тест "Leben in Deutschland".
Уже выпускаюсь третий раз (первые два были из двух универов) и оттого чувствую себя чеховским "вечным студентом". А с другой стороны и ладно. Учиться это хорошо, здорово, что жизнь предоставляет такие возможности. Невольно впадаешь в чувство школы или студенчества, чувствуешь себя ребенком, а преподавателя - взрослым.
Наша учительница немецкого учила нас хорошо и старательно. Я задавал себе вопрос: вот зачем ей стараться ради незнакомых людей, мигрантов? Я в жизни часто видел безалаберное отношение к работе и обучению, безразличие к судьбе учеников. Мне кажется, ей удалось каждому что-то в голову вбить. После бесплатных курсов (на самом деле они стоят 240 евро в месяц) я стал общаться на немецком приемлемо и пусть ломано и с ошибками, но свободно.
К сожалению, не могу показать вам фото с нашей заключительной вечеринки и последних посиделок в пивном саду после сдачи теста. На Abschlussparty все принесли самодельные кушанья и угощения. Я сделал тыквенный пирог, который у меня стал получаться очень даже здорово. А посиделки с аперолем на следующий день получились спонтанно, потому что не могли друг на друга с однокурсниками насмотреться напоследок.
Большинство однокурсников - из восточной и центральной Украины, которые уехали прямо из-под обстрелов. Мне сначала было трудно с ними общаться. Я ожидал, что могут быть какие-то претензии из-за страны моего происхождения, но потом мы подружились, я много рассказывал о России, и они тоже делились светлыми воспоминаниями, которые их связывали с Россией (у кого-то там родственники, или друзья, или университет).
Также были ребята из Турции, Албании. Многие удивятся, но у них нет статуса беженца, они приехали по рабочей визе. Еще несколько человек из Ирана и Афганистана. Я особенно подружился с правозащитницей и адвокаткой, которая уехала из Афганистана из-за Талибана* (вроде бы запрещенная и террористическая организация в РФ). Она получала образование еще в родной стране, затем в Индии. Сейчас понятно, что в Афганистане у женщин нет прав получать высшее образование и работать адвокатом.
В понедельник придет результат языкового экзамена (endlich, спустя месяц!). Он был достаточно сложным, и оценивали его серьезно. Надеюсь, я дотянул до нужных баллов, а если нет, то буду еще 300 часов учить немецкий. Если же сдал, то буду ждать подтвердят ли мой диплом клинического психолога и попрошу курсы следующего уровня немецкого. Может быть даже устроюсь на подработку для приобретения опыта и будущего трудоустройства (денег там не заработаешь, всё равно будет доплачивать JobCenter). Хотелось бы выйти на квалифицированную профдеятельность, но в принципе, я не гордый, могу и в доме престарелых, как писали телеграммы, работать, ничего тут такого нет.
Что-то надо в конце вдохновляющее написать, но я не знаю что. Порадуйтесь что ли за меня, кто сможет.