Евросоюз официально подтвердил, что снял санкции с Григория Березкина — владельца холдинга «ЕСН». Ранее тот же Евросоюз называл Березкина «приспешником Путина». Помимо нефтяных и энергетических активов, Березкин долгое время владел «любимой газетой Путина» «Комсомольской правдой» — главным печатным пропагандистским изданием страны. Он также был владельцем бесплатной газеты «Метро» (в 2020 году продана правительству Москвы). Сегодня Березкин остается владельцем холдинга РБК. И хотя я не могу назвать РБК пропагандистским медиа (корректно назвать их зависимым от Кремля подцензурным медиа), Березкин явно был и остается владельцем медиа, чьи действия контролирует Кремль.
В профайлах о нем можно прочитать о его хороших отношениях с Дмитрием Медведевым, Владимиром Якуниным и, самое главное, первым замглавы администрации президента Алексеем Громовым — человеком, отвечающим за всю российскую пропаганду. Я не думаю, что Березкин на самом деле сильно близкий к Путину человек, но он точно больше сделал для поддержки информационной политики Кремля, чем многие другие бизнесмены, попавший под санкции (Мельниченко или Пумпянский, например).
Примерно год назад в приличных западных СМИ Forbes и Politico выходили сомнительные колонки о том, что вот есть такой российский бизнесмен Березкин, несправедливо попавший под санкции, ведь он владелец независимого медиа, с которым судится друг Путина Игорь Сечин. Неизвестно, сработало это или что-то другое, но санкции с недавнего «приспешника Путина» неожиданно сняли.
При этом он не делал никаких антивоенных заявлений, не размежевался публично с Путиным. Что же случилось? Мы не знаем. Может, конечно, Березкин уже тайно дает показания на Путина и Громова Гаагскому суду, за что и получил поблажку. Но я сильно в этом сомневаюсь. Получается очень плохой сигнал российским элитам: нет смысла отступать от Путина, есть и другие пути снятия санкций, как бы тесно вы ни были связаны с Кремлем.
Вдвойне плохо, что это происходит на фоне безумных запретов и ограничений для простых россиян, которым теперь нельзя въезжать в Евросоюз на своих машинах, а их личные вещи могут быть конфискованы по решению сотрудников таможенных органов. Евросоюз, все последние месяцы подчеркивавший, что борется не с российским народом, а с путинским режимом, сейчас опровергает это собственными действиями.