Внезапно появившиеся рекомендательные по своему статусу разъяснения Европейской комиссии о запрете на ввоз в страны ЕС гражданами России предметов личного пользования, подпадающих под санкции (не только автомобилей, что получило большую огласку, но и, например, телефонов, компьютеров, одежды, шампуней, косметики) – либо провокация, направленная на срыв каких-то непубличных политических процессов, либо попытка переключить внимание популистской части общества с каких-то проблем на острый раздражитель (что равно провокации), либо банальная глупость, во что также можно верить, потому что, судя по происходящему, число разумных людей в органах власти большинства государств стремительно сокращается.
Внезапные разъяснения Еврокомиссии к документу десятилетней (!) давности появились 8 сентября, в пятницу, затем их удалили и заменили на новые, от 12 сентября. Предположу, что будут и следующие на замену предыдущих. Хаос в государственном управлении не менее заразителен, чем ковид.
Но яркую наживку мгновенно заглотили государства Балтии, руководители которых, к сожалению, перестали анализировать реальность. Особенность рекомендательных разъяснений Еврокомиссии заключается в том, что содержание решений по ограничениям определяет само государство, входящее в ЕС. То есть допуски – общеевропейские, а степень глупости – сугубо национальная.
На легковых автомобилях с российскими номерами ездят граждане тех же балтийских стран, которые преимущественно проживают в России. Как им приехать домой? На автомобилях с российской регистрацией граждане России перевозят в европейские страны беженцев из зоны военного конфликта, в большинстве своём украинцев. Кто заменит этих людей с их машинами? Какие последствия эти решения принесут жителям приграничных районов (всех стран, не только России), где каждая вторая семья имеет родственников заграницей и родственные могилы на сопредельных территориях, можно только предположить. Вопросы будут расти ежедневно, по мере развития безумного правоприменения.
При этом автобусы и мотоциклы под санкционный запрет не попали, и в этом – отдельная прелесть. Легковые автомобили, компьютеры и телефоны пали жертвой борьбы с врагом, а мотоциклы и автобусы спокойно переживают турбулентность на дорогах. Ничего личного, только бизнес?
Отдельный вопрос – изъятие личного имущества у гражданина без судебного решения. Кажется, словосочетание «верховенство права» стало труднопереводимым не только на русский, но и на другие европейские языки.
Всё происходящее с растущими, как галлюциногенные грибы, барьерами между странами носит ярко выраженный советский оттенок – советский волюнтаристский стиль.
Глупость всегда угрожает эффектом домино. Дураку проще всего ответить «сам дурак», желательно ассиметрично. Глупость есть – ума не надо.
Всё происходящее чрезвычайно печально. Европейская идентичность складывалась после Второй мировой войны как идентичность, основанная на безусловном примате прав и свобод человека. Именно эта правовая основа позволила построить современную Европу – такой, какой она вошла в XXI век. Но испытание этим трагическим, что уже бесспорно, веком, европейская идентичность не выдерживает, трещит и разрушается на глазах.
Хочу верить, что Европа справится с процессами саморазрушения. Но кто возьмёт на себя ответственность заявить о недопустимости нарушения правового уклада европейской жизни? Пока – тишина.
Этот пагубный процесс не может иметь только внешнее направление, он будет разрушать правовые основы самих европейских государств и вернётся к ним тяжелейшим синдромом избирательного применения законодательства, с которого начинают свой мрачный путь все диктатуры.
Не впрок пошёл нашим европейским соседям печальный пример России. Пляска на граблях становится излюбленным самодеятельным танцем политиков. Хорошо бы этот танец не стал народным.