31 августа в Москве в редакции «Новой газеты» вручили премию «Камертон» имени Анны Политковской. С формулировкой «за правду в жизни и на сцене» награду присудили не журналистам – режиссеру Евгении Беркович и драматургу Светлане Петрийчук.

Евгения и Светлана находятся в СИЗО по обвинению за спектакль «Финист Ясный Сокол». Год назад на церемонии вручения «Камертона» Евгения Беркович читала свои пронзительные стихи. Сейчас она и Светлана – камертон достоинства и мужества. Первый раз «Камертон» прошел в отсутствие лауреатов. Премию вместо политзаключенных получили муж Евгении Николай Матвеев и актриса Мариэтта Цигаль-Полищук.

Премия «Камертон» учреждена редакцией «Новой газеты» в 2013 году в память об Анне Политковской. В этом году премию вручала Елена Милашина. Зал при ее выходе встал. Лена сказала: «Мы не выбираем времена, когда живем. Мы смогли освещать то, что запрещено называть. Смогли объединиться, чтобы помочь людям, которые бежали от того, что нельзя называть. Эта военная операция уникальна тем, как она освещается: ничего не ускользнет, кто бы ни надеялся. Наша работа отзовется в будущем. Мы не выбираем страну, она — наша».

С 24 февраля 2022 года 87 журналистов стали фигурантами уголовных дел, 141 объявлен «иностранным агентом», 10 800 российских медиа — закрыты. Сегодня в России 459 политических заключенных. Этот список уже длиннее легендарного списка, который подал в руки Михаилу Горбачеву только что возвращенный им из неволи Андрей Сахаров. И список растет.

Сценограф спектакля «Финист Ясный Сокол» художник Ксения Сорокина получила за этот спектакль высшую театральную награду России — «Золотую маску». Она выставила маску на аукцион в поддержку политзаключенной — сбор средств объявлен для петербургской художницы Саши Скочиленко, которая уже больше года находится в заключении по обвинению «о фейках». Александре Скочиленко в СИЗО постоянно нужны врачи, у нее давние проблемы со здоровьем.

Аукцион провел Евгений Ройзман. При стартовой цене 100 тыс. и шаге в 20 тыс. маску купил Алексей Венедиктов за 500 тыс. руб. Более того – участники аукциона, предложившие меньшие суммы, внесут их в фонд помощи Саше Скочиленко. Еще один участник аукциона пожертвовал 500 тыс. руб. вне аукциона на поддержку адвокатов.

В 1969 году Юлий Ким написал «Адвокатский вальс» с посвящением великим адвокатам, защищавшим диссидентов, — Софье Васильевне Каллистратовой и Дине Исааковне Каминской. 31 августа 2023 года он снова спел:

Конечно, усилия тщетны

И им не вдолбить ничего:

Предметы для них беспредметны,

А белое просто черно.

Судье заодно с прокурором

Плевать на детальный разбор —

Им лишь бы прикрыть разговором

Готовый уже приговор.

Скорей всего, надобно просто

Просить представительный суд

Дать меньше по сто девяностой,

Чем то, что, конечно, дадут.

Откуда ж берется охота,

Азарт, неподдельная страсть

Машинам доказывать что-то,

Властям корректировать власть?

Серьезные взрослые судьи,

Седины, морщины, семья...

Какие же это орудья?

То люди, как люди, как я!

Ведь правда моя очевидна,

Ведь белые нитки видать!

Ведь людям должно же быть стыдно

Таких же людей не понять!

Ой, правое русское слово —

Луч света в кромешной ночи!

И все будет вечно хреново,

И все же ты вечно звучи!

Алексей Иващенко напомнил свою с Георгием Васильевым песню 1984 года:

Встать бы однажды в ненастную ночь,

Все превозмочь и друг дружке помочь,

И разделить свой последний пятак,

Не по команде, а так.

Не кружись над головою, черный ворон,

А кружись, шар голубой, над головой.

С верной подружкой и кружкой в руке,

С парою слов на любом языке,

Доброе утро, бонжур, гутен таг,

И только так, только так!

Не кружись над головою, черный ворон,

А кружись, шар голубой, над головой.

Всей Землей можно запеть без дирижера,

Если жить и от души, и с головой.

Фото:

 
 
 

Церемония вручения премии и мемориальный кабинет Анны Политковской.

Оригинал