Два года отдающий всего себя воспитанию детей тренер мыкается и ждет, когда у представителей власти проснется совесть.
Ровно год назад наш паблик рассказывал, в каких нечеловеческих условиях вынужден жить ветеран карельского спорта Александр Иванович Покотило. Бомжом поневоле ветеран из Пяльмы (в свои 73 года он преподает физкультуру в школе и тренирует воспитанников Пудожской ДЮСШ) стал из-за начатого в его муниципальной квартире ремонта, которому нет конца. Обращался к Парфенчикову и районному руководству – пустое дело…
«Александр Покотило в спортивном мире Карелии человек уважаемый. А уж в Пяльме его знают все от мала до велика. Воспитал несколько поколений футболистов, лыжников, волейболистов, хоккеистов… С особенной благодарностью к нему относятся родители детишек, которые тянутся к спорту – вот и сейчас, на летних каникулах, ребятня не болтаются без дела – под присмотром тренера пинают мяч, играют в подвижные игры. Но после работы Александр Иванович идет не домой, а в семью сына, где с августа прошлого года вынужден проживать. Педагог стал заложником неэффективного управления, которым страдают власти всех уровней Карелии», - рассказывали мы ровно год назад.
Думал ли Александр Иванович, который одновременно является депутатом Пяльмского поселения и Пудожского районного совета, что квартира площадью 33 квадратных метра в старом трехквартирном деревянном доме принесет столько мучений? Он переехал в нее после гибели сына в 2019 году, уступив свою жилплощадь невестке с внуками. «Мне до школы отсюда рукой подать», – отшучивался педагог, когда его спрашивали о причинах переезда. А в августе 2021 года из Пудожской управляющей компании жильцам сообщили, что вологодская организация «Наставник» выиграла тендер по капитальному ремонту и надо освободить «фронт работ». Александр Иванович переехал к семье сына, полагая, что скоро вернется на свою жилплощадь, но не тут-то было.
Ремонтными работами занимались два человека, сумевшие кое-как перестелить пол, заменить два сгнивших венца, да так, что от дома отвалились веранды, рухнули печки, а из-за старой проводки чуть не случился пожар. И тогда Александр Иванович решил написать обращение к Парфенчикову. «Нас – нанимателей жилья – со сметой не ознакомили, представители ЖКХ Пудожское не присутствовали», – сообщил автор губернатору, подразумевая, что жильцы не знали, какие запланированы работы, какими силами и как долго они продлятся. Поэтому, по его словам, квартиросъемщики, которым на двоих 100 лет, стали «лицами без определенного места жительства». Обращения в районную администрацию, ЖКХ Пудожское, районную прокуратуру ничего не дали.
«Прошу вашего вмешательства, пришлите своего представителя, чтобы на месте разобраться с этим долгостроем, – предложил Александр Покотило Парфенчикову. – Я принимал участие во всех встречах с вами в Пяльме. На одной из встреч вы рассказывали, как решили вопрос в Беломорске с преподавателем музыки (о жилье) вместо районной власти… Это послужило поводом к написанию моего письма».
Со слов Александра Покотило глава Карелии мог узнать (если он вообще читает обращения, присланные на бумаге, а не в соцсетях), что автор трудится в Пяльме с 1969 года, приехал сюда из Луганской области Украины на должность инструктора по производственной гимнастике в леспромхозе «Кареллеспрома». С долей юмора далее он написал: «Дом, о котором идет речь, построен в 1972 году. Дом сгнил, а я работаю тренером в Пудожской ДЮСШ и учителем в Пяльмской СОШ. В молодости защищал честь Карелии по многим видам спорта на первенствах России и СССР. В данный момент участник всех спартакиад пенсионеров Карелии, три первые спартакиады выиграл в личном зачете…»
Ответа от Парфенчикова педагог не дождался, ему не повезло так же, как учителю музыки из Беломорска. Александру Ивановичу позвонила секретарь (так он понял) министра строительства Карелии Россыпнова. Пришлось сказать ей, что обращался он по другому адресу.
В мае Пяльму навестил глава администрации Пудожского района Ладыгин (кстати, тоже в прошлом спортсмен, даже поработавший директором местной ДЮСШ) вместе с представителями государственного комитета РК по строительному, жилищному и дорожному надзору, куда обратилась соседка Александра Ивановича – тоже жертва «капремонта». Сам Александр Иванович с «визитерами» не пересекся, так как в это самое время направлялся на спартакиаду пенсионеров в команде пудожан. В итоге специалисты госкомитета ничего плохого в затянувшемся ремонте, который к тому времени длился почти год, не увидели. А Ладыгин, как говорят, поклялся, что приложит все силы для скорейшего завершения работ. Вскоре он был вынужден уйти с должности в связи с возникшим конфликтом интересов, установленным в судах.
И все обещания и посулы, как обычно, улетели в пустоту. По словам педагога, он несколько раз звонил заместителю Ладыгина Долбаку, который сообщал, что идет составление новой сметы. В июне, в июле – всё смету готовили, которую, по мнению Александра Ивановича, можно было за час составить. А потом, судя по всему, Долбак занес настойчивого квартиросъемщика в «черный список» и перестал отвечать на звонки.
В разговоре с Александром Ивановичем выяснилось, что из-за затянувшегося ремонта он практически лишился своего имущества, которое было вынесено во двор рабочими. Вещи, конечно, укрыли, но кто же знал, что они будут лежать на улице не только осень, но и зиму, весну и жаркое лето 2022 года. Все пришлось выбросить. Соседка мебель оставила в квартире, но ее так неаккуратно двигали или швыряли, что переломали – тоже на выброс. Это еще ничего, говорит Александр Иванович, в другом доме, где жили инвалиды, эта же бригада умудрилась так ремонт сделать, что потолок рухнул…
Отдельная история – обращение пострадавших ветеранов в районную прокуратуру. Оттуда на «объект» никто даже не приезжал, но пришел издевательский ответ за подписью заместителя прокурора Шлямина, в котором говорится, что администрацией Пудожского района в рамках заключенного с ООО «Наставник» контракта в доме проведен капитальный ремонт в соответствии со сметной стоимостью. И, черным по белому: «по факту проведенных работ, работы приняты, администрация претензий не имеет». Далее, ссылаясь на нормы законодательства, Шлямин пишет, что квартиросъемщики обязаны не только принимать участие в ремонте общего имущества многоквартирного дома, но и… «осуществлять капитальный ремонт жилого помещения». В общем, «в ходе проверки нарушений не выявлено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется».
Поскольку жить в доме с разрушенными печками, ободранными стенами, кривыми полами и отвалившимися верандами соседи-ветераны наотрез отказались, районная власть «пошла им навстречу» и согласилась провести дополнительный ремонт, который превратился в настоящее издевательство. Бригаду нашли местную. По словам Александра Покотило, работники больше похожи на случайных людей, которые появляются и исчезают, когда захотят. «Одну комнату сделали худо-бедно и я туда перебрался, чтобы невестку с внуками не стеснять. Эти работники вместе со мной жили какое-то время, - рассказывает ветеран. – Уехали с месяц назад, так и не завершив ремонт. Инструменты лежат в другой недоделанной комнате сваленные в кучу. В районной администрации ничего толком не объясняют. Я и к новому главе Зубову обращался, когда тот приезжал в Пяльму. Обнадежил… А потом позвонил туда и услышал, что волноваться не надо, крышу и печки до зимы сделают - чиновники даже не в курсе, что у нас происходит».
Мы поинтересовались у Александра Ивановича, а что же глава Пяльмского поселения, его коллега – учитель местной школы Гришина не хлопочет за коллегу? «У нее и так забот хватает, мы вместе ездим на сессии районного совета, не обращаюсь даже», – пояснил педагог.
Александр Иванович признался, что никогда за себя не просил, – только за детей, за общее дело. Вот несколько лет назад отстояли спортивный ангар, который власть решила продать. А ведь он был построен одним из первых в Карелии, сродни нынешним ФОКам, на средства Кареллеспрома. Всем поселком приводили «крытую арену» в порядок, теперь дети и взрослые имеют возможность тренироваться и говорят «спасибо» своему неугомонному тренеру.
Не знаем, какое впечатление осталось у читателей от этой истории, а нам ужасно стыдно. За равнодушие и цинизм тех, кто, сидя в теплых кабинетах и получая зарплату из бюджета, может годами не замечать проблемы обычного человека. Год назад член Пудожского совета ветеранов Ираида Гришина написала о бедственном положении Александра Покотило главе Карелии Парфенчикову и министру образования Голубеву. Глава РК ответил пудожанке: «У меня каждый день масса обращений от сирот, инвалидов, многодетных семей, тяжелобольных. Я не вижу необходимости вмешиваться в ситуацию с Покотило». И посоветовал по возможным нарушениям в вопросах капремонта обратиться к прокурору района. А ответ министра образования РК Голубева был таким: «Здравствуйте, обратим внимание, конечно».
Обратили внимание. Прошел еще год…