Инициаторы установки статуи палача всех народов несколько лет искали место для памятника. Им отказали все, кто понимает смысл прославления Сталина. Отказали в Волгограде, Воронеже, Подмосковье. Восьмиметровый истукан искал себе пристанище в залитой им кровью стране и нашел его в Великих Луках.
Великие Луки – особый город в Псковской области. Его до сих пор контролирует, как удельное княжество, уходящее всеми корнями в девяностые семейство Козловских: папа (Николай Николаевич) – глава города, и сынок (Александр Николаевич) – депутат Государственной Думы от «Единой России», секретарь политсовета этой партии в Псковской области. Трудно предположить, что Сталин мог появиться в Великих Луках без их ведома.
Установка памятника Сталину в Великих Луках, в первую очередь, является глумлением над памятью великолучан – жертв политических репрессий. Многое могли бы сейчас сказать об этом событии выдающийся великолучанин, бывший директор Великолукского филиала Государственного архива Псковской области, член общества «Мемориал» Анатолий Иванович Сизов, ушедший из жизни в сентябре 2019 года, и его товарищ, бывший председатель Великолукского «Мемориала», член партии «Яблоко» Александр Алексеевич Лукьянов, жизнь которого оборвалась десятью годами ранее, в ноябре 2009 года.
В 15 томах книги «Не предать забвению. Книга памяти жертв политических репрессий Псковской области» содержатся десятки тысяч имён репрессированных. Александр Лукьянов за три года до кончины, выступая на собрании Великолукского «Мемориала», приводил такие цифры по Псковской области: репрессировано с 1918 по 1953 годы – 61 588 человек – в т. ч. реабилитировано за весь период реабилитации – 45 498 человек. По г. Великие Луки реабилитировано 634 человека, по Великолукскому району – 1420 человек. Приговорены к расстрелу – 8 205 жителей области, к заключению – 17 828, сосланы – 6 142, дети и родственники, оказавшиеся с ними, – 11 654, пострадало от раскулачивания не менее 12 700 человек. «А все ли попали в эту статистику?», – спрашивал Лукьянов и зачитывал имена из книги:
Том 1, стр. 144. Архипов Иван Илларионович, 1886 г. р., уроженец дер. Хлебниха Куньинского района, русский, малограмотный, рабочий лесопункта, арестован 19 сентября 1937 г., осужден «тройкой» УНКВД Смоленской области 31 октября 1937 г. по ст. 58-10-11 УК РСФСР к расстрелу. Реабилитирован 13 января 1961 г.
Том 3, стр. 115. Ермаков Иван Иванович, 1903 г. р., уроженец д. Марково Великолукского района, раскулачен и выслан в Свердловскую область УНКВД Ленинградской области в 1931 г. Реабилитирован 25 мая 1993 г. Реабилитированы члены семьи: жена 1903 года р., дочь 1926 г. р., сын 1928 г. р., сын 1938 г. р., дочь 1939 г. р., сын 1940 г. р.
Сизов вспоминал, что у Лукьянова случился инсульт, ставший смертельным, после отказа в публикации в «Великолукской правде» его статьи памяти жертв репрессий. Запрет на публикацию пришёл в редакцию из администрации Великих Лук.
Установка статуи Сталина в Великих Луках – прямое глумление над памятью Александра Лукьянова и Анатолия Сизова.
Реабилитация сталинизма может привести только к повторению сталинизма. Вокруг статуй кровавого истукана теснятся потомки чудом выживших в годы репрессий, не понимая, что стоят под рукой палача, лично погубившего судьбы миллионов.
Никто не остановил это глумление. Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», принятый 18 октября 1991 года, мёртв. Прокуратуру этот закон не возбуждает. Предписаний об удалении статуи палача нет.
«…Молодые усваивают, что подлость никогда на земле не наказуется, но всегда приносит благополучие. И неуютно же, и страшно будет в такой стране жить!», – цитировал Александр Алексеевич Лукьянов Александра Исаевича Солженицына.