Не только одному мне довелось побывать в крупных европейских и прочих мировых столицах. Я видел там много объектов монументального искусства, различных архитектурных доминант, но нигде не встречал такого количества памятников всевозможным историческим (иногда с сомнительным прошлым) личностям, стел, обелисков, памятных досок, как в Москве, хотя история этих государств не менее насыщена победами и свершениями, и не менее продолжительна, а иногда и более. Памятники в Европе и Америке скорее произведение искусства, нежели поминальный истукан из языческих культов.

Москву, как мне кажется, за последние лет 15 кто-то усиленно превращает в городское кладбище, место поминания и скорби, вечной грусти и тоски. Хотя официально заявлено, что господствующая религия в РФ христианство, но ответственные за установку всевозможных малых архитектурных форм в городах и жители, молчаливо соглашающиеся с этим,  скорее язычники. Это, несмотря на то, что в Москве есть порядка 100 городских кладбищ (такого кол-ва кладбищ внутри города нет нигде), на которые ты можешь прийти и почтить память кого угодно и чего угодно в любое время года с утра до вечера.

Да, в нашем Красносельском районе, где ранее было множество предприятий, где трудились тысячи людей, в послевоенное время было установлено достаточное кол-во мемориальных досок в память о погибших во Второй мировой войне. Но они были установлены не для галочки, а установлены по желанию и на деньги тех, кто чтил память своих погибших друзей и товарищей. Как правило, все эти доски находятся в удалении от взора случайных прохожих, на территориях этих предприятий.

Доска на школе № 1500

Невероятное количество досок было установлено всякого рода «мыльным пузырям» вроде советских чиновников Кожевникова и Соснова, повсеместно на каждом «сортире» отметился своим присутствием Ленин, которого в буквальном смысле слова не сотрёшь. Совершенно бессмысленными кажутся доски посвящённые временам Второй мировой войны у школ № 1500 на Верхней Красносельской ул. и № 1284 в Уланском переулке. На досках указано, что в данном здании формировались отряды, учились герои. Но данных зданий лет двадцать как уже нет. На их месте совсем другие здания с совсем другой историей. На федеральный памятник архитектуры, на «Спасские казармы» середины XIX века кто-то додумался без разрешения, которого не получить, навесить две доски каким-то рядовым милиционерам, т. к. в здании сейчас милицейская контора.

Воинам железнодорожникам

Комсомольская площадь, реальный центр столицы и её въездные ворота, напоминают грибную поляну после дождя. Три новых бюста архитекторам вокзалов можно простить. Но далее идёт очередной погост, мрачный, ужасающий и угнетающий. Памятники воинам железнодорожникам, первому министру МПС, основателям железных дорог, очередной истукан Ленина. Недалеко на бульваре его супруга, пучеглазая Крупская.

Первому министру ПС

Никто, как показывали мои опросы населения, авторства этих памятников не знает, изображённых на них людей также, в экскурсионные маршруты они не включены. А почему? Да именно потому, что это мрак и ужас. Чугун по виду и по смыслу. Мрачные, без эмоциональные образы, скорбный вид и смысл, статичные позы, отсутствие жизни внутри самого образа, передаваемые смотрящему на него зрителю, вгоняющие его в тоску и депрессию, внушающие пессимизм в будущем и ужас за прошлое своей страны, отражённое в таких образах. Почитателями образов этих монументов являются лишь голуби столицы, исправно саправляющие на них свою большую нужду.

Политрепрессированным

Один лишь яркий образ, яркое пятно на карте архитектурной и монументальной Москвы удалось создать авторам памятника Ле Корбюзье на Мясницкой. Видимо гениальный архитектор и после смерти сумел сделать весомый вклад в развитие облика Москвы в лучшую сторону. Таким образом, похоже, мэрия Москвы, создавая, а скорее насаждая данные малые архитектурные формы, стремится всё-таки не к сохранению истории города, а следуют в очередной раз своей «галочной» системе: освоить бюджет в области культуры, каждой улице по памятнику, каждому дому по доске, каждому скверу по обелиску. Москва готовится стать достойным городом побратимом Пхеньяну, Ашхабаду, Дамаску и прочим столицам «закрытого типа». Да здравствует ГУП Главное кладбище России!

Ле Корбюзье

Ссылка на кулинарно-поэтический канал автора.