А что, если... вы и есть чиновник? Часто мы жалуемся на борщевик властям, но сегодня посмотрим на проблему с другого ракурса. Ведь кому-то же эти жалобы прилетают, правда?

Буквально с интервалом в пару дней пришло два письма, оба от чиновников местного уровня. Краткое содержание: «Борщевика много, средств мало, люди жалуются, что делать?»

Одно письмо из Нижнего Тагила, второе из Москвы — а проблемы совершенно одинаковые 

В Москве всё сложно на территориях федерального подчинения: средства на борьбу из московского бюджета им не выделяют, однако жалобы жителей с портала «mos.ru» прилетают исправно. Как хочешь — так и борись... Со своими пятью сотрудниками на 150 гектарах (конечно, ещё не все 150 Га заросли, но тенденция нехорошая). А у сотрудников, кстати, и другие должностные обязанности имеются...

Речь идёт о реабилитационном центре «Узкое», что в южной части Москвы. Тот случай, когда администрации не по фигу, но правда не справляются. 

Если кто-то из подписчиков группы живёт относительно неподалёку или готов иногда приезжать на борьбу в санаторий Узкое оказывать посильную физическую помощь — скажите, дам контакты.

Если кто грамотный и настойчивый — можете помочь письмами к вышестоящей администрации. Санаторий «Узкое» структурное — подразделение федерального учреждения «Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии» (ФНКЦ РР). Учредитель его — Министерство науки и высшего образования РФ. Земельный участок с борщевиком передан в 2021 году распоряжением постановления Правительства РФ (бывший собственник РАН), и его площадь составляет 154 га, и он находится в пределах ООПТ Битцевский лес.

Переписка — дело долгое, но не безнадёжное. Например, за три года переписки удалось добиться борьбы с борщевиком в Лосином Острове. Хоть и не прямо сразу, но лесники начали принимать меры, да и в научном отделе с интересом взяли литературу по инвазиям, и вообще в целом процесс пошёл. Волонтёрам остаётся теперь только патруль и работа в труднодоступных местах, что гораздо лучше, чем заниматься вообще всеми зарослями, как это было ещё лет пять назад. В общем, есть смысл теребить и федеральные ведомства.

А теперь про Нижний Тагил. Тут население сильно меньше, людей, готовых волонтёрить — совсем мало, а борщевик этому очень рад.

Борщ-места в основном труднопроходимые для техники, к тому же в водоохранной зоне (значит, травить незаконно). Бюджет города ограничен — приходится внимательно расставлять приоритеты, думать, на что более важно потратить деньги.

И вот, с такими вводными, надо как-то налаживать борьбу... Так что если есть кто у нас из Нижнего Тагила — отзовитесь, пожалуйста.

Пишите, если готовы помогать на каких-то участках бороться физически или проводить образовательные мероприятия для привлечения населения к борьбе — дам контакты неравнодушного представителя администрации.

Если денег нет, но вы хотите на самом деле извести борщевик

Если вы местный чиновник (не важно, из какого региона) и оказались в таком же печальном положении, но не хотите ограничиваться стандартными ответами типа "Денег нет — отстаньте", а хотите на самом деле извести борщевик, то...

1. Срочное

Сейчас задача номер один — минимизировать образование новых семян. Всех рабочих направляем на резню зонтов вдоль дорог и рек, предварительно разъяснив технику безопасности и обеспечив средствами защиты. Семена уже надо утилизировать, а если нет возможности, то хотя бы сложить в кучи, которые весной по всходам можно гербицидом пшикнуть (очень экономично) или плёнкой накрыть.

Осенью борьба продолжится в виде копания не цветших в этом сезоне растений (особенно одиноких) и работы с людьми для подготовки к новому сезону: планирование бюджетов, переговоры с вышестоящей администрацией, образовательные мероприятия...

2. Бюджет

Для планирования расходов заражённые площади можно нанести на карту — а дальше в каждый участок можно тыкнуть — появляются его данные, в том числе площадь.

Статистика по районам выводится на региональной страничке (нужно выбрать свой регион из списка https://antiborschevik.info/region). Когда посчитаете расходы — лучше умножить их на... на два, например. И такую сумму просить в администрации региона, потому что люди будут продолжать жаловаться, новые площади будут появляться на карте. Сейчас ведь ещё далеко не всё отмечено.

3. Информирование простых людей

Если у вас есть возможность влиять на формирование бюджета, то какую-то его часть можно направить на информирование населения — чтобы люди уничтожали "одиночки" самостоятельно, не дожидаясь новых зарослей (иначе через несколько лет бюджеты нужны будут еще более космические).

Для информирования подойдут:

— классные часы в школах;
— лекции для студентов (и не только биологов, эта тема касается всех!);
— плакаты в общественных местах (поликлиники, больницы, детсады, вокзалы и т. п.);
— сюжеты и статьи в местных СМИ и др.

Всё это стоит делать с мотивацией на борьбу, а не просто «он жжётся — не трогайте его» или «учёные придумали, как его применять».

Материалы для развешивания в общественных местах и раздачи людям можно брать с нашего сайта в любом количестве: https://antiborschevik.info/visual_material.

Может быть, кто-то из простых жителей захочет помочь общему делу. Особенно если бюджеты и планы работ можно будет где-то посмотреть — то есть у каждого человека будет возможность убедиться, что действительно власть не справится прямо сейчас своими силами. А потом — тоже не справится, потому что объём работ возрастёт. (Это не пессимизм, а понимание динамики захвата территорий борщевиком).

4. Большое начальство

Помимо борьбы на местном уровне, стоит также говорить с региональной администрацией. Не факт, что сразу все всё воспримут, как нам хотелось бы, — но мысль о борьбе уже будет, а дальше с каждым следующим обращением она будет всё крепнуть и рано или поздно превратится в действия.
Типовые предложения к региональным властям от движения «Антиборщевик» лежат тут.

И в виде презентации тут. Чуть сокращенная версия, но зато с картинками. Можно использовать, чтобы не сочинять всё с нуля.

Ну а если вы не чиновник, а простой житель — можно вам пожелать найти таких неравнодушных людей в своей местной администрации и начать помогать им, общаясь вежливо и доброжелательно.

Последнее особо важно, ибо чиновник неравнодушный — редкий охраняемый вид, занесённый в Красную книгу. От хамского общения он может обидеться, уволиться и пойти на менее стрессовую работу.

Оригинал