Поправки направлены на перекладывание ответственности за оповещение призыников с военкома на самого человека, работодателя, учебное заведение.
Кроме увеличения штрафа за неявку в военкомат по повестке до 30 тыс рублей (ранее — до 3 тыс.) теперь ответственность за неуведомление человека о пришедшей повестке, а также неоказание содействия в явке по мобилизации, может понести работодатель. Учебные заведения смогут штрафовать за несвоевременное предоставление данных о потенциальных призывниках.
Видимо, реакция на попытки в первую волну мобилизации со стороны некоторых работодателей спасти своих работников.
Призывников могут штрафовать за несообщение в военкомат об изменении своих данных, например, о смене фактического места жительства.
Выезд за границу могут закрыть сразу после направления повестки в электронном виде, через Единый реестр воинского учета. Правда, он еще не работает. С учетом очень кривого межведомственного взаимодействия, низкой цифровизации военкоматов в регионах и распилов провернуть такое быстро не получилось.
Еще один законопроект расширяет призывной возраст на срочную службу — теперь в армию смогут призывать с 18 до 30 лет (ранее — до 27 лет).
В регионах могут появиться аналоги военных компаний. Правда, не частных, а государственных.
Губернаторам с разрешения Путина позволят создавать унитарные предприятия для «содействия правоохранительным органам, военным в охране общественного порядка, защите границ, борьбе с ДРГ». Работники будут иметь право применять физическую силу, спецсредства, иметь и использовать огнестрельное оружие, сбивать беспилотники.
А это уже реакция на вылазки диверсантов в приграничные районы, прилеты дронов и пригожинского «мятежа», с которыми силовики и военные не справляются.