Сегодня Госдума должна принять поправки в закон о воинском призыве, который расширит призыв с 18 до 30 лет. Напомню, что изначально в Госдуме обещали сдвинуть призывной возраст с диапазона 18–27 лет к диапазону 21–30 лет, однако по ходу пьесы «концепция поменялась», и в итоге принимают поправки, которые просто расширяют призывной возраст до 30 лет.
Об этой ожидаемой подлости я уже писал, но в данном случае интересно другое: то, что Совет Федерации выступил против такого изменения. Глава Комитета по обороне СФ Виктор Бондарев заявил, что верхняя палата готова принять законопроект только с диапазоном «21-30», так как об этом ранее говорили и Сергей Шойгу, и Владимир Путин. Другой законодатель-генерал, глава комитета Госдумы по обороны Андрей Картаполов, основной лоббист поправок, в ответ огрызнулся, что в Минобороны поддерживают именно вариант 18-30, а если сенаторам хочется — они могут внести свой законопроект. Но коллегу Бондарева также поддержал сенатор Клишас. В общем, у нас редкая история, когда верхняя палата (пока в лице отдельных, но влиятельных ее членов) не соглашается с мнением нижней (если, конечно, в минувшие пару дней с сенаторами не провели разъяснительную работу).
При этом авторы поправок утверждают, что количество призывников якобы не увеличится, просто у Минобороны расширится возможность их отбора. В это, если честно, верится слабо. Реформа призыва была объявлена одновременно с планами увеличить число военнослужащих ВС РФ с 1,15 до 1,5 млн человек. Будет ожидаемо, если объемы призывы вырастут.
Можно заметить, что обычно нужные правительству инициативы не вызывают особых дискуссий среди законодателей. Однако сейчас речь о планах Минобороны, а его глава Сергей Шойгу — фигура сегодня ослабленная, можно сказать, шатающаяся. Думаю, помимо Пригожина и Стрелкова у Шойгу есть и более влиятельные оппоненты, уже в окружении самого Владимира Путина. И они вполне могут торпедировать некоторые инициативы Шойгу на законодательном уровне, чтобы он еще и важную реформу провалил.
А можно посмотреть шире и сказать, что возникшая дискуссия — это дискуссия не только о призыве, но и о будущем России: нужна ли ей такая огромная армия, о которой заявляли Путин и Шойгу? Такая армия нужна, если Россия собирается воевать в Украине дальше и даже готовится к новым конфликтам. Если же она не собирается воевать и хотела бы вернуться к миру, то полуторамиллионная армия — бессмысленное и очень дорогое «удовольствие».