В 2022 году и начале 2023-го в оренбургское отделение Команды против пыток поступило 67 обращений с жалобами на пытки, причем две третьих этих обращений касаются жалоб на пытки в системе ФСИН. Стоит отметить, что это крайне сложная для расследования категория дел, поскольку происходящее в учреждениях ФСИН скрыто от глаз общественного контроля, качество прокурорских проверок вызывает обоснованные сомнения, а возлагать надежды на эффективное расследование со стороны Следственного комитета не приходится.
Бездействие со стороны вышеупомянутых правоохранительных органов привело к смертям подследственных, содержащихся в СИЗО-1 г. Оренбурга. Так, в апреле этого года совершили суицид двое парней с разницей в 11 дней. Отмечу, что раньше из этого же СИЗО в течение полугода к нам поступало порядка 13 обращений о нарушении прав подследственных. По каждому случаю мы обращались в прокуратуру, Следственный комитет, к уполномоченному по правам человека, а также в Общественную наблюдательную комиссию. От госорганов мы получали отписки: нет оснований для прокурорского реагирования, отказано в возбуждении уголовного дела, ОНК и вовсе по старой и недоброй традиции не отвечали на обращения.
Кто знает, может этих смертей можно было бы избежать, если бы проверки проводились не формально, а тщательно. К сожалению, для Оренбургской области это не первый случай, когда мы пытаемся достучаться до прокуратуры и предотвратить беду, достаточно вспомнить историю с осужденным, содержащимся в ИК-4 г. Оренбурга, который в 2019 г. от безысходности позвонил и сказал, что над ним издеваются сотрудники администрации колонии, а на жалобы никто не реагирует и, что в случае бездействия правоохранительных органов, он сведет счеты с жизнью, что и случилось, поскольку прокуратура никак не отреагировала на нашу просьбу провести проверку по жалобам обратившегося. Тогда сменили прокурора на его посту, но, к сожалению, эта история ничему не научила: прокуратура Оренбургской области продолжает наступать на те же грабли, но цена этих граблей для горожан уж слишком велика.
Оренбургская полиция за это время отличилась своим невежеством и впервые за 15 лет отказалась приносить извинения гражданину, чьи права нарушила. Речь идет о Владимире Савченко, которого еще в 2021 году сотрудники полиции задержали на акции протеста, незаконно применили к нему силу и пытались привлечь по двум статьям кодекса об административных нарушениях. Суд по обеим статьям оправдал Владимира и признал за полицией нарушение его прав и свобод, в связи с чем мы напомнили начальнику управления о необходимости выполнить обязанность по принесению извинений гражданину. Однако мы получили отказ, нам даже пришлось обратиться с иском в суд. В общем больше года потребовалось для того, чтобы добиться принесения от полиции извинений для нашего заявителя. На секундочку это прямая обязанность полиции, предусмотренная законодательством, ничего заоблачного от полиции мы и не требовали, только действовать в рамках ФЗ «О полиции».
Не могу не сказать о приговоре, которым были оправданы трое полицейских за пытки Геннадия Швецова, 18-летнего парня, которого забрали ранним утром из дома, не дали позвонить родителям и предупредить о том, что его везут в полицию. Там Геннадия Швецова продержали до самого позднего вечера и требовали сознаться в хищении мобильного телефона. У Геннадия были зафиксированы множественные гематомы и ссадины. Следствие возбудило уголовное дело и, собрав доказательственную базу, направило дело в суд.
Рассмотрение уголовного дела в суде длилось около года. Оправдательный приговор прозвучал как гром среди ясного неба. Доказательства: видеозаписи, заключения экспертов, детализации телефонных переговоров, свидетельские показания (за исключением показаний коллег подсудимых), исследованные в суде, полностью подтверждали вину оперативных сотрудников, однако суд решил, что коллеги полицейских являются незаинтересованными свидетелями и обосновывал приговор исключительно на их показаниях и показаниях подсудимых. В настоящее время прокуратурой подано апелляционное представление, а нами - апелляционные жалобы. Мы ждем назначения даты для разрешения жалоб на приговор в Оренбургском областном суде.
Также хотелось бы отметить тенденцию в судебных решениях назначать по искам о компенсации морального вреда, причиненных пытками, более существенные суммы, чем это было два-три года назад.
Так двум братьям Роману Чиквиладзе и Валико Байгулову, которых сотрудники полиции привязывали ремнем к стулу и били током в паховую область, суды назначили компенсации за пытки в размере 300 и 500 тысяч соответственно. При этом Роману суд первой инстанции изначально назначил компенсацию в размере 150 тысяч рублей, после обжалования, сумму Чиквиладзе Оренбургский областной суд увеличил вдвое. А вот Байгулову суд первой инстанции назначил компенсацию в размере 300 тысяч рублей, однако Оренбургский областной суд удовлетворил нашу апелляционную жалобу и увеличил размер компенсации до 500 тысяч рублей. Отмечу, что согласно практике оренбургского филиала КПП, присуждённая судом сумма компенсации вреда, причиненного преступлением (ст. 286 УК РФ, 2015-2021 гг.), в среднем составляет 165 000 рублей.
Команда против пыток работает в Оренбургской области, несмотря на сложности, с которыми сегодня сталкиваются правозащитники. И мы будем продолжать столько, сколько это возможно.
Альбина Мударисова, руководитель оренбургского филиала Команды против пыток.