Сейчас справедливо ругают Путина за уничтожение памятников культуры в Одессе.
Но что вы хотите от правителя, у которого в его же собственном государстве не сохраняются памятники культуры. Я сужу по своему региону – Астраханской области. На сколько мне известно, подобная же ситуация с охраной культурного наследия по всей России, но я приведу примеры по региону, который мне хорошо знаком, по памятникам за сохранение которых мы боролись в Астраханской области.
Начнем с дома по адресу г. Астрахань, Набережная 1 Мая, д. 5, в котором в 1857 г. жил украинский поэт Тарас Шевченко. Дом с 2013 года находится в полусгоревшем состоянии, не смотря на обещания тогдашнего губернатора Александра Жилкина отремонтировать. Но с отставного губернатора так никто и не спросил, хотя живет он почти рядом с пожарищем.
Комплекс исторических зданий располагается по адресу: г. Астрахань, ул. Лычманова, д. 66 / ул. Дарвина, д. 33, здесь находились Армянская богадельня и Городская усадьба г. Астрахань, ул. Бакинская д 151/ул. Дарвина, д 35. Оба памятника стабильно в плачевном состоянии.
Много копий ломалось в процессе борьбы против уничтожения памятника культуры федерального значения – Городского училища. Однако памятник все-таки снесли, или, как пишется в документах, «отреставрировали методом перекладки кирпича» полностью. Теперь на месте памятника стоит объект даже отдаленно не похожий на историческое здание.
Впрочем, это, скорее всего, не смутит министерство культуры Астраханской области и губернатора, и они поступят также как с гостиницей «Новомосковской» (г. Астрахань, ул. Советская, д. 4/ ул. Кирова, д. 18.), то есть на месте памятника восемнадцатого века, отстроили новое здание, а на стену поместили табличку, мол памятник после реставрации. И «не беда», что на один этаж выше.
Да, о каком сохранении культурного наследия можно вести речь, если под окнами Службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области (г. Астрахань, ул. Красная Набережная, д. 24), прямо под их окнами стоят руины памятника федерального значения «Дом жилой со складами и лавками купца А. Т. Бабина», Красная Набережная, д. 26. Двадцать с лишним лет астраханские бюрократы у себя под носом не могут отремонтировать замечательный памятник!
Но в этой слепоте они берут пример с губернатора, у которого прямо из окна виден сгоревший памятник по адресу: г. Астрахань, ул. Советская, д. 22, который еще можно отреставрировать!
Также из окна губернатора Астраханской области можно любоваться сеточным "ремонтом" жилого дома по адресу: г. Астрахань, ул. Советская, д. 17/ ул. Коммунистическая, д. 6.
Все это безобразие уже три года портит вид астраханцам и гостям города, но не губернатору Бабушкину.
Список уничтоженных памятников культуры или доведенных до последней крайности можно продолжать бесконечно. Сами же работники охранной службы признают:
«...Сейчас на территории Астраханской области насчитывается 890 объектов культурного значения, из них 601 – в областном центре. Почти половина таких объектов – многоквартирные дома (таких из списка – 406), причем 9 из 10 требует проведения реставрационных работ. Осложняет всё не только нехватка финансирования, но и наличие в таких домах разных форм собственности, что добавляет согласований...»
То есть читатель должен обратить внимание, что в Астрахани 406 (!) жилых (!) домов, которые не просто памятники, но в них живут люди (!). Эти дома порой разрушаются не только от старости, порой кирпич после сноса еще и с выгодой перепродают. Эти памятники разрушаются от отсутствия канализации, так как жильцы порой ходят "под себя", в подвал. Эти памятники сгорают порой не только от поджогов, но из-за устаревшей электропроводки.
К слову, а как обстоит дело в Астрахани с удобствами в целом?
«Доля астраханского жилого фонда без централизованной канализации составляет почти половину от площади всей жилой площади в регионе. Такие данные приводит Астраханьстат в своем докладе.
Удельный вес общей жилой площади, оборудованной канализацией в Астраханской области на конец 2022 года составлял 75,1%, тогда как доля жилплощади, оборудованной централизованной канализацией составляла лишь 53,3% (с 2021 года этот показатель не менялся). Таким образом, половина жилплощади в регионе к централизованной канализации не подключена.
Горячее водоснабжение на конец 2022 года имелось на 66,7% жилплощади Астраханской области (в том числе централизованное – на 55,1% жилплощади), а ванной и душем были обеспечены лишь 61,8 жилых помещений».
Как видите, отсутствие канализации в России это не гиперболы либералов и украинских блогеров.
А что же губернатор? Отвечая на мой запрос о сохранении памятников культуры, губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин раздраженно объявил:
«Приглашаю вас пройти по объектам культурного наследия, о которых говорила Прокофьева. Министр культуры делала заявление об объектах культурного наследия, которые в 90-х годах списочно были внесены в перечень, без определения степени их ценности. Кого эти трущобы стоящие привлекают? Культурную ценность Астрахани показываем?» — ответил Бабушкин.
Он добавил, что часть домов, внесенных в реестр объектов культурного наследия, признаны аварийными и требуют расселения живущих там людей. Но из-за того, что они находятся под охраной государства, отремонтировать их невозможно – только отреставрировать. Таких объектов в реестре порядка 80%.
«Мы будем проводить инвентаризацию, чтобы четко понимать, какой объект представляет культурную и историческую ценность, а какой является трущобой, которую необходимо снести, чтобы на его месте поставить нормальное жилье. Наши жители вынуждены в этих трущобах жить, посмотрите в каких условиях», — добавил глава региона.
Надо заметить, что в девяностые годы, когда государственная власть в России еще дружила с общественностью, действительно была создана специальная комиссия, в состав которой кроме депутатов, вошли члены общества охраны памятников, историки, краеведы, писатели. То есть в те времена об исторической значимости строения судил не охранник Путина, а специалисты, люди, болевшие душой за сохранение истории Астраханского царства.
А в списки памятников культуры много чего не попало — «забыли». Например, личный дом купца, героя турецкой войны Ивана Варвация, который меценат подарил городу в восемнадцатом веке под больницу, был снесен в 2016 "благодарными" потомками, потому что его забыли внести в списки. Дом находился по адресу: г. Астрахань, ул. Энгельса, д. 19. А кирпич с якобы трущоб был пущен в оборот.
«Штаб белогвардейцев» (г. Астрахань, ул Бакинская, д. 51.) был тоже снесен в 2021-м, несмотря на протесты общественности, по причине того, что не был внесен в списки памятников культуры.
Градозащитники не защищали трухлявые деревянные бараки. Пожалуйста, расселяйте людей и сносите, на здоровье! Общественники не виноваты, что в регионе, в котором добывают нефть, газ, соль, гипс не нашлось денег на реставрацию бесценных памятников культуры и расселение жителей бараков девятнадцатого столетия!
Но куда российское государство вкладывает деньги? В войну, в убийства, в разрушение домов, а затем в восстановление домов в Мариуполе, в Украине. Но почему бы России не начинать войну вовсе, а деньги вкладывать в реставрацию памятников культуры и память предков, в соответствии со статьей 67.2 Конституции РФ?
Вопрос риторический.
Но если Путин не жалеет памятники культуры на территории России, то чего же вы хотите от него на территории Украины!
И это только памятники культуры в городе Астрахани.