В Казахстане открыли памятник Александру Невскому. Владимир Путин назвал возведение памятника большим событием в духовной и культурной жизни Казахстана и России.

Маловероятно, что духовная и культурная часть Казахстана это сильно приветствовала, потому что «Комиссия по охране памятников истории и культуры Алматы не разрешала установку в городе памятника русскому князю и полководцу Александру Невскому».

И чтобы обойти этот запрет, Православная Церковь Казахстана решила установить памятник на своей территории, во дворе церкви. Такая практика не требует официального разрешения от соответствующих органов.

На фоне всего этого вспомнилась личность самого Невского, описанная в Большой советской энциклопедии в первом издании (второй том, 167 страница), вышедшем в 1926 году:

Александр Ярославич Невский, вел. князь Владимирский (1220-63), с молодых лет княжил в Новгороде и здесь оказал ценные услуги новгородскому торговому капиталу, с успехом ограждая его интересы в войнах со шведами, ливонцами и литовцами. В результате Новгороду удалось удержать за собой финские побережья Балтийского моря и таким образом избежать срыва своей заграничной торговли. За одну из этих своих побед над шведами на р. Неве в 1240 А. и получил прозвище «Невский».

В 1252 А. достает себе в Орде ярлык на великое княжение, т.е. становится старшим русским феодалом при верховном сюзерене-хане. Скоро между обеими сторонами — ханом и татарами с одной, вел. кн. А. и «лучшими» людьми, боярством и купечеством (интересы которых он выражал) с другой — создается тесный союз на почве взимания с населения дани. Татары, завоевав Русь, обложили данью все население, причем брали одинаковую сумму как с бедного, так и с богатого. Естественно, это было невыгодно «меньшим людям», «черни», которая поэтому и волновалась. В задачу князя входило усмирять ее, склонять к повиновению. В этом отношении особенно много хлопот причинял Великий Новгород, которого непосредственно не коснулось татарское нашествие. Но в других городах — Ростове, Суздале, Владимире, Ярославле — также происходили на этой почве беспорядки, доходившие до того, что в 1262 по приговорам «веч» из них были выгнаны татарские сборщики дани. Чтобы умилостивить хана, А. пришлось специально поехать в Орду и там уладить дело при посредстве богатых подарков. По дороге оттуда А. умер в г. Городце. Русская церковь, хорошо ладившая с ханом, оценила «мирную» политику А. по отношению к татарам и объявила его святым.

---

Это я к тому упоминаю, что у нас в стране переписывать историю или замалчивать из неё факты биографии умеют великолепно. И вместо работы над понятным для всех будущим мы всё время улучшаем прошлое.