Посмотрела фильм Редакции «Вернувшиеся» — про тех, кто уехал после начала войны, но приехал обратно в Россию.
Эмиграция — это сложно. Понимаю тех, кто вернулся, не смог найти работу, или что-то случилось с родными в России. Для многих этот отъезд стал первой «поездкой» за границу, в отсутствии опыта, знания языков и накоплений складываются в дополнительный клубок проблем. Но та мотивация, которую озвучивают герои выпуска — инфантилизм и фатализм.
Ощущение безопасности — ложное. В Москве, Петербурге, других крупных городах Кремль пытается создать ощущение, что войны нет. Но указ о мобилизации действует: завтра в десятки тысяч квартир может постучаться военком. 8 июня суд отправил в СИЗО шестерых ребят по политическому делу «Весны» — абсолютно надуманным обвинениям. 9 июня задержали за якобы госизмену очередного ученого.
Мы — никто в своей стране, лед под ногами майора, и выбор стоит не между госуслугами в России и бумажной почтой во Франции, а между достоинством, ответственностью и засовыванием принципов, ценностей, свобод подальше: зажмуриться и тихо жить в своем пузыре с борщом и березками.
В России остаются смелые люди, они не молчат, они помогают вывезенным из Украины людям уехать в безопасное место, ищут детей. Для них это осознанный выбор, несмотря на риски. В колониях — сотни политзаключенных. Я бесконечно уважаю таких людей. Но это позиция, а не вопрос удобства.