Икона Андрея Рублева «Святая Троица» (XV век), ценнейший и не имеющий равных памятник, бережно хранящийся в Государственной Третьяковской галерее, будет размещена в храме Христа Спасителя для всеобщего доступа с 4 до 18 июня.
Это будет самое долгое и непредсказуемое по последствиям перемещение хрупкого и разрушающегося памятника для использования в церковных нуждах за все постсоветское время.
Был момент, когда казалось, что голоса разума возобладают и чудом дожившую до начала XXI века «Троицу» оставят на реставрации, куда она была передана после драматического вывоза в Троице Сергиеву лавру на богослужение с 16 по 19 июля 2022 года, когда произошла расконсервация памятника и была нарушена стабильность состояния иконы.
15 мая состоялось заседание расширенного Реставрационного совета Государственной Третьяковской галереи, протокол которого на 36 листах, несомненно, войдет в историю как пример стоической защиты учеными и реставраторами памятника культуры, национального достояния, перед прикладными интересами служителей политики и культа.
Совет установил и решил: «Документально подтверждено, что, помимо выявленных с 19 июля 2022 года 61 участка отставаний левкаса и красочного слоя, в период с октября 2022 года по апрель 2023 года зафиксировано и описано еще 10 новообразовавшихся отставаний левкаса с красочным слоем;
– 5 из новообразованных разрушений требуют неотложного реставрационного укрепления;
– ширина трещины по правому стыку досок основы, проходящей через изображение лика и фигуры правого Ангела, увеличилась.
2. […] Расширенный Реставрационный Совет пришел к консолидированному заключению:
Икона «Святая Троица» Андрея Рублёва не подлежит выдаче за пределы Третьяковской галереи на праздник Троицы 4 июня сего года из-за сложного и нестабильного состояния, а также непредсказуемости продолжающегося процесса негативных изменений. В настоящий момент икона находится в реставрационной мастерской в процессе неотложной реставрации памятника».
Ответом на что были слова представителя патриарха Кирилла протоиерея Леонида Калинина (позже запрещенного в служении и отставленного со всех постов): «…Наше сегодняшнее собрание отнюдь не приведет к тому, что никогда «Троицу» никуда вывозить не будут. Если будет политическое решение принято руководством, то вы сделаете, как говорится, под козырек и вывезете. И никуда никто не денется».
Политическое решение, как мы теперь знаем, руководством (и, скорее всего, не церковным) принято. Политика и церковь не приняли во внимание сопротивление и отринули аргументы культуры. «Святая Троица» отдается в храм как церковный реквизит, который, по замыслу авторов идеи, должен послужить удовлетворению потребностей государства и РПЦ.
Последствия этого решения могут быть в полном смысле слова трагическими. Не обладающие никакими специальными знаниями в сфере реставрации люди потребовали едва живую «Троицу» в руки и получили ее. Охранять икону они решили с помощью Росгвардии. «Искусствоведы в штатском» полагают, что этого достаточно.
Никогда ранее «Святая Троица» Рублева не стояла так близко к угрозе разрушения и утраты.
Что-то есть в происходящем глубоко символическое. Использование памятника мировой культуры как предмета культа отражает современное состояние государства и церкви, в симфонию которых вошли бравурные звуки раскаленной красной меди и литавр.
«Троица» Рублёва не является чудотворной иконой. Но «руководство» решило истребовать ее именно в таком качестве. Истребовать для чуда.
Пламя расчеловечивания неизбежно касается самой гуманитарной и духовной сферы человеческой жизни — культуры. Что переживет этот пожар? Никто не знает сейчас.
Но остаются документы эпохи и запечатленные в них голоса служителей культуры, которые не смолчали. В этом их служении памятникам культурного наследия заключается подлинная и скромная вера, которая сохранится и переживет безвременье, даже если ей придется уйти в катакомбы по примеру первых христиан.