Рабство — это ведь что-то из прошлого? Ну там чернокожие в США до сих пор вспоминают и устраивают всякие BLM бунты, что-то было в средневековой Европе и арабских странах. Даже в России когда говорят о рабстве, чаще всего вспоминают крепостное право. Но есть одна странная деталь. Вспоминая недавнее прошлое, мои друзья и знакомые вспоминали как они ездили в США и все начинали свои рассказы с того, как много им говорили о том, что никто не может их похитить или заставить их работать рабским трудом. Объясняли им какие права у них есть и что правительство США всячески им поможет, если что-то случится. Я тогда очень сильно удивлялась тому, что в США так много внимания уделяют рабству в наше время. Неужели оно еще существует?
Мои друзья тогда рассказывали мне, что это в основном касается мигрантов, которые приезжают и решают подзаработать, а у них забирают документы, запугивают, угрожают депортацией или уголовным преследованием и порой десятилетиями эксплуатируют. Людей переселяли в другие страны на работы по выращиванию наркотиков, эксплуатировали в секс-рабстве и проституции, заставляли работать в тяжелых и опасных условиях. А что в этот период происходило в России? Так вот, да, это существует. По всему миру. И в России в том числе. Но если в США хоть на каких-то уровнях пытаются работать с этой проблемой, то в России рабство просто есть и на самом деле в ужасающих масштабах.
Почему-то в России никто не говорит о реальном рабстве, неужели у нас такого не происходит? Мы ведь живем в стране, где граждане в большинстве своем не знают даже своих базовых прав, не говоря уже о мигрантах, как с рабством борются в России? Ну, можно сказать, никак. По разным оценкам в России от семисот тысяч до полутора миллиона рабов, при этом многие эксперты выделяют отдельно секс-рабство и тогда цифра увеличивается в два-три раза. В России задействовано в секс-индустрии около трех миллионов человек, при этом от трети до половины — против своей воли, что говорит нам о дополнительных цифрах в миллион полтора миллиона рабов. Часть людей Россия покупает черным методом из Северной Кореи, в рабство попадает огромное количество мигрантов из Средней Азии, которых вывозят на работы сомнительные фирмы, отнимает у людей паспорта, угрожают уголовкой за нелегальный статус и пользуются незнанием языка, законов, отсутствием связей внутри страны, кого-то похищают внутри страны и отправляют работать в поля или на заводы Кавказа, кто-то попадает в секс-рабство из-за долгов, а кого-то привозят из стран вроде Нигерии, чтобы продавать как экзотических проституток, ну а также использование рабов для попрошайничества, похищение в невесты, чтобы рабыня рожала детей и следила за домом, торговля органами и другие виды криминальной деятельности. Сложно описать все способы захвата рабов в России, до сих пор всплывают истории как кто-то проиграл себя или своего родственника в карты с мутными типами.
По оценкам австралийской правозащитной организации The Walk Free Foundation, в 2014 году в России насчитывалось около полумиллиона рабов. Уже в 2017 году, по данным той же компании, количество пленных увеличилось до полутора миллионов. А это можно сказать было открытое время для поиска и помощи людям. Иностранные правозащитные организации ввели свою деятельность на территории России. Российские власти занимались поддержанием правопорядка, хоть и условного, внутри своей страны. Люди в целом имели документы и людей без документов в Россию приезжало минимум. Почему же это происходило?
Основным фактором можно описать бездействие правительства и органов исполнительной власти. Ну и добавить сюда самый большой минус — это коррупция. «Был один парень с Саратовской области, которого задержали вот так на автобусной станции. Оказалось, что он находился в розыске. Прикомандированные в республику сотрудники полиции его привезли в полицию соседнего с Махачкалой района. И что вы думаете? Приезжает туда хозяин завода, в котором он работал, и забирает его обратно за два камаза кирпичей» подобным историями организации вроде «альтернативы», которые занимаются борьбой с рабством, делятся регулярно.
В 2004 году Россия ратифицировала палермский протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми. Однако эксперты Global Slavery Index относят Россию к числу стран, которые не предпринимают никаких действий для борьбы с торговлей людьми. В список стран с таким же уровнем государственного противодействия торговле людьми попали Пакистан, Папуа—Новая Гвинея, а также Чад, Судан, Мавритания и ряд других африканских стран. Если рассуждать о разнице стран первого и третьего мира, то Россия почему-то постоянно соседствует со странами, в которых у людей вообще нет представления о существовании уровня жизни. В российском законодательстве есть статьи 127.1 «Торговля людьми» и 127.2 «Использование рабского труда». В 2021 году по ним было осуждено 16 человек. Всего с 2009 по 2021 год по статьям 127.1 и 127.2 осуждено 387 человек.
Почему так? Сотрудники организации «альтернатива» описывают, что владельцы рабских предприятий пытаются откупиться или говорят, что к ним устроились добровольно. Этих слов достаточно, чтобы в полиции не заводить следствие, а сами люди в рабстве чаще всего и запуганы и незнакомы с законодательной и исполнительной системой и не могут защитить себя. А полиция в тоже время не очень настроена на сложные разбирательства и сбор доказательств о рабском труде, особенно когда дело касается мигрантов.
Сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Сергей Винокуров сказал, что на практике подозреваемым часто вменяются другие статьи и выделил все статьи, которые могут быть отнесены к торговле людьми. В этот список попали статьи, связанные с различными формами эксплуатации, организацией незаконной миграции, обращением человека в рабство, похищением. В 2021 году по этим статьям был осужден 7081 человек, по статье 127.1 «Торговля людьми» — 16 человек, по статье 127.2 — ни одного человека. Такая непоследовательность в квалификации преступлений, связанных с торговлей людьми, усугубляет и без того очень высокую латентность этого явления, отмечает в своей статье Сергей Винокуров.
Что изменилось в прошлом году? После 24 февраля Украину вынужденно покинули и не вернулись 9,9 млн человек. Из них около 4,5 млн людей приехало в России. По разным источникам цифры сильно отличаются, поэтому я привожу очень примерные. К этому число еще стоит добавить некоторый процент людей, которые попали в страну до создания пунктов временного содержания и тех людей, которые смогли попасть в страну избегая пограничных кордонов, а оформляли документы уже находясь в стране. Большинство из этих людей оказались в сложной ситуации, документы оформлялись очень долго, с работой были большие проблемы, с поиском место проживания вне временных пунктов помощи также возникали сложности, все это является статусом уязвимости для попадания в рабство. Не стоит забывать о том, что часть людей могло говорить на суржике или вообще только на украинском языке, что явно не помогало им с устройством в России.
Зная как работают работорговцы в России сложно представить, скольких подобных людей смогли похитить, увезти на кирпичные заводы в Дагестан или на лесозаготовки на север. Часто людям предлагают работу или помочь с жильем, а потом опаивают снотворным и похищают избавляясь от средств связи и документов похищенных. Когда мы говорим о людях в России, то мы знаем, что их могут искать родственники, друзья, знакомые, бывшие коллеги. Но беженцы могут оказаться в стране вообще одни, а в худших случаях таких людей похищают семьями. Дополнительно в этот список стоит внести людей, которые бежали с фронта. Мобилизованные или завербованные из мест заключения мало мотивированы оставаться на войне, многие из них после первого же боя пытаются найти способ сбежать, некоторым это удается и они еще некоторый период пытаются скрываться. Похищение таких людей самый лакомый вариант, ведь их не будут искать. Скорее всего их просто запишут в без вести пропавших, а потом и в погибших, там ведь война идет, многих просто невозможно опознать.
Одинокие дети тоже не исключение. Коррумпированные приюты, могли записывать меньше число поступивших детей и продавать детей-беженцев вообще напрямую, контролирующие и следящие органы во всей этой суматохе работали из рук вон плохо. А организаций занимающихся противодействию работорговле или даже информирующих о рисках в России просто нет. Согласно данным все той же организации «альтернатива», ценник на рабов в России очень невысокий, дети стоят до ста тысяч рублей, пенсионеры до семидесяти тысяч, а мужчины в районе двадцати тысяч рублей.
Если учитывать, что ситуация в России и до начала войны с Украиной развивалась не лучшим образом, а число рабов с каждым годом только увеличивалось, то сложно представить, что стало происходить в этой сфере после начало войны. Государство вместо создания институтов помощи, в виде временного жилья для пострадавших, контролирующих органов и некоммерческих организаций по поиску и вызволению рабов, создало условия более благоприятные, для похищения людей без статуса. А также практически подарило работорговцам тысячи людей находящихся в уязвленным положении перед попаданием в рабство.
Сколько матерей с детьми приехало в России после 24 февраля? Как много из них с трудом сейчас пытаются оформить все документы, найти хоть какую-то работу, чтобы прокормить ребенка? Даже думать не стоит сколько из них оказались завязаны в проституции. С начала гуманитарного кризиса в Украине онлайн-запросы «украинское порно» выросли по всему миру на 600%, а запросы «украинский эскорт» в России — на 200%.
А ведь в том числе риски стать пострадавшим от торговли людьми растут и для россиян. Экономическая ситуация в России меняется тоже не в лучшую сторону. После начала войны и введения санкций, россияне теряют работу все чаще. Инфляция растет быстрее зарплат, а у людей кредиты и ипотеки, которые необходимо выплачивать. Люди оказываются в уязвленным положение. Это же касается и россиян, которые решили спешно покинуть страну. Оказавших в другой стране, многие просто не могут устроиться, найти себе местную работу или нормально выводить деньги с работы в России, что подталкивает их к криминальному труду или поиску, нелегальной работы. Такие люди часто становятся жертвами рабства не стоит об этом забывать.