У нас тут немного Следственный комитет Москвы на солнышке перегрелся. Припекло майским солнышком. Точнее, конкретные следователи, но это не единичные случаи, а в последнее время — системно. Чую ветер дует с какого-то внутриведомственного совещания или внутреннего тупорылого приказа, противоречащего УПК, потому что примерно одинаково отжигать стали следователи в отделах в разных районах Москвы.
Короче, сабж следующий.
Опросы и допросы несовершеннолетних, пострадавших от сексуального насилия, по закону не могут быть произведены без присутствия психолога ИЛИ педагога. Это ИЛИ существует именно потому, что часто психолога быстро в экстренной ситуации или в труднодоступном регионе/районе найти невозможно. Задача этого человека — быть неким посредником или медиатором между ребенком и следователем (следователи не учились нигде работе с детьми), для того, чтобы сделать этот сложный эпизод в жизни ребенка менее травматичным.
Так вот что родил наш Московский СК: они стали требовать вместо квалифицированного психолога, готового помочь, педагога (тире) психолога. Это обычно школьные психологи, окончившие педвуз и не имеющие никакой квалификации для работы с жертвами сексуального насилия.
Какой дуболом распространил такую инструкцию внутри Московского СК я не знаю, но передайте этому светлому человеку, чтобы он открыл УПК и прочёл соответствующую статью, пока чего не вышло. А то так последних психологов, сопровождающих следствие, разгонят. Их и так днем с огнем не сыскать, потому что работа эта никак не оплачивается, а посидеть 8–10 часов в Следственном комитете бесплатно, выслушивая жуткие подробности совращений и изнасилований охотников мало.
При этом им не только за участие в следственных действиях не платят, но даже не предоставляют и не оплачивают транспорт. Я недавно предлагала знакомым операм приехать помочь, если за мной пришлют машину или оплатят такси. Они поржали и сказали что даже они сами по рабочим делам чаще всего на личном транспорте и за свой счет ездят.
То есть те психологи, которые помогают детям на следствии, — это и так исчезающий вид.
А каким-то глупым указанием не разобравшегося в основном законе, на который полагается следствие в уголовном процессе — УПК называется — сейчас разгонят последних. И че делать будем?