30 апреля в Сыктывкаре состоялась четвертая по счету акция памяти репрессированных военнослужащих, организованная Коми «Мемориалом» («Международный «Мемориал» причислен к лику «иноагентов», ликвидирован, а в 2022 году стал лауреатом Нобелевской премии мира). К Часовне памяти жертв политических репрессий были прикреплены портреты семи советских офицеров, ставших жертвами сталинского террора. Вот их имена.
Военному разведчику, лейтенанту Михаилу Сысоеву в апреле 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество присвоили звание Героя Советского Союза, а через пять лет по обвинению в связях с «изменниками Родины и американскими шпионами» приговорили к 15 годам лишения свободы. Поводом послужили фотографии с американскими солдатами, сделанные в победном мае 1945 года. Отбывал срок в лагерях Воркуты, Сызрани, Восточного Казахстана, Омска. Освободили Сысоева 11 августа 1956 года, но добиваться полной реабилитации он не пожелал, так как считал себя невиновным.
Другой Герой Советского Союза, летчик Сергей Щиров 4 июня 1944 года принял участие в операции по эвакуации в Динарских горах руководителя Народно-освободительной армии Югославии Иосипа Броз Тито. А в 1949 году пилот был осужден на 25 лет лишения свободы по обвинению в «попытке запланированного побега за границу для дальнейшей борьбы против СССР» и отправлен в воркутинский Речлаг. Затем его перевели в более суровый Минлаг в Инте. В реальности он, будучи начальником Ташкентского аэроклуба, действительно пытался бежать за границу после того, как узнал, что его жена в Москве изменяет ему с Берией, и был уверен, что его вот-вот арестуют. После смерти Сталина и расстрела всесильного маршала генеральный прокурор Роман Руденко опротестовал приговор Щирову на том основании, что все его действия «были вызваны тем, что враг народа Берия разрушил его семейную жизнь». Срок заключения снизили до 5 лет и освободили по амнистии.
Командир зенитной батареи миноносца «Стройный» Дмитрий Щапов в начале войны был обвинен в прослушивании немецких радиостанций и получил 5 лет лагерей. В 1943 году с его согласия моряка отправили в штрафное подразделение. В первую же атаку погибли почти все штрафники этого подразделения, а Дмитрий Щапов получил ранение и попал в плен. Его направили в диверсионно-разведывательную школу. 13 октября группу Дмитрия Щапова по распоряжение адмирала Канариса на бронекатерах отправили в окрестности блокадного Ленинграда с целью подорвать защищавшую город батарею. Однако Щапов сделал так, что катера заглохли, а он сам сумел добраться до своих и передать советским военным мины, предназначенные для подрыва орудий. Но на родной стороне Дмитрий Щапов подвергся пыткам и истязаниям, причем один из допросов провел лично начальник управления СМЕРШа Виктор Абакумов. «Предатель» был приговорен к 15 годам лагерей и отправлен отбывать срок в Воркуту. Освободили Щапова в 1954 году.
Будущий военный переводчик Николай Романовский в первый раз был арестован в 1933 году в Белгороде, куда он прибыл для того, чтобы получить благословение архимандрита Серафима (Климкова) и стать монахом. Провел в тюрьме 1,5 месяца и был отпущен. В годы войны служил в Разведотделе одной из армий, а после демобилизации работал в Военном институте иностранных языков. В 1946 году его вновь арестовали и, обвинив в «участии в антисоветской церковной организации и антисоветской агитации», приговорили в 8 годам лагерей. Отбывал наказание в Инте, где после освобождения остался жить на поселение.
Виктор Колесников осенью 1939-го участвовал в боях на реке Халхин-Гол, в годы войны дослужился до майора ВВС и был награжден медалью «За победу над Германией». В послевоенное время работал в Центральном аппарате Министерства госбезопасности. 12 марта 1953 года Военный трибунал войск МГБ Московской области приговорил его к 25 годам ИТЛ за «подстрекательство к террору», «антисоветскую агитацию», «заведомо ложный донос» и «хранение порнографии». Отбывал наказание в Речлаге, где принял активное участие в воркутинском восстании заключенных, за что прямо в лагере был вновь арестован и осужден еще на 25 лет. В 1957 году его освободил решением правительственной комиссии, он устроился на работу в домоуправление, но через два года Колесникова арестовали в третий раз, обвинив во взяточничестве, хищении социалистического имущества и превышении должностных полномочий. Окончательно вышел на свободу в 1961 году. По поводу своих арестов он сказал так: «Я понял: снова торчат уши госбезопасности, добивает она меня, не мытьем, так катаньем».
Военный разведчик Натан Цал в конце 1920-х и в 1930-е годы направлялся с особым заданием в загранкомандировки в Германию и Австрию. Но в годы Большого террора его обвинили в участии в латышской контрреволюционной организации и работе на немецкую разведку и приговорили к 8 годам лагерей. Отбывал наказание в Воркутлаге. Освободили бывшего разведчика в 1946 году, а спустя 10 лет реабилитировали.
Советский военачальник Козьма Подлас летом 1938 года во главе 1-й Краснознаменной армии принимал участие в боях у озера Хасан. Но 26 ноября 1938 года на заседании Военного совета был подвергнут резкой критике, затем арестован и приговорен к 3 годам лагерей. Летом 1940 года его амнистировали, восстановили в РККА и назначили в звании комдива заместителем командующего войсками и инспектором пехоты Киевского особого военного округа. В начале войны командовал армиями Юго-Западного фронта. В ходе Харьковской операции 1942 года вместе со своей армией попал в окружение и погиб во время попытки прорыва из окружения.
Они ушли из жизни в апреле и мае.
Вечная память!