Святых не бывает. Но как повышается качество жизни, если однажды понимаешь, что они все-таки встречаются. Причем и лично тебе. Крайне редко, но в повседневности, а не в специально отведенных для их явления местах. И я, конечно, не о религии. Я о патологически добрых людях, которые деятельно и ненавязчиво, упорно и пожизненно берут на себя человеческие страдания. Бесконечные добровольцы, эманирующие какую-то изначальную всепобеждающую доброту. Они производят надежду и возможности, которые никогда не разочаровывают.
Не страдая сам, я не попадал в орбиту их деяний, но изредка имел и имею счастье быть их свидетелем. Это не то чтобы вдохновляет, но как-то упрочняет идеалы, вечно расшатываемые навязчивой «правдой жизни». И кстати, святые в быту своей святости – не чудики, которые не от мира сего. Это потом молва нацепляет на них этот бантик, видимо для лучшего понимания и усвоения.
Особенно поражает их физическая неспособность делать больно человеку, обижать, бранить, выстраивать козни. Их рука вечно не поднимается или не доподнимается на это. И как милы стороннему наблюдателю их мучения по поводу того, что иногда все-таки суровость и жесткость необходимы, и надо бы над собой работать в этом направлении.
Гипотеза: иногда в глубинах этой мощи добра мерещится некая титаническая борьба с каким-то собственным грехом, слабостью. Природа их неуклонной доброты предстает как бы хтонической, проистекающей из уникальной способности не ослабевать хватки на горле собственных пороков. Не падший ангел, а наоборот – воспаривший демон. Именно с темной стороны, по-моему, приходит и невероятная практикоориентированность их добра.
Добро обычного, ничем не сжигаемого человека – лениво и мимолетно. Их же добро – нетерпеливо, деятельно и неослабеваемо, как месть или ненависть. Впрочем, это всего лишь гипотеза. Мог и перебрать с инфернальностью добра. Из зависти.
На фото: фрагмент одного из вариантов "Демона сидящего" Михаила Врубеля.