Ко мне поступает много вопросов о том, как я уехал из России. Конечно, нужно было задуматься об этом раньше, пока занавес ещё не опустился окончательно. Как теперь это сделать, я не знаю, но просто расскажу как это было.
Из-за статей в некоторых СМИ, кто-то считает, что я уехал впопыхах, под покровом ночи, купив билет в тот же день. Однако, это не так.
Когда я где-то за 3 месяца до отъезда узнал, что мне будет выдана виза, я начал подготовку. Я смотрел в ютуб различные ролики об эмиграции, читал блоги. Написал моей знакомой по волонтерству, которая живёт в Германии и сказал, что скоро приеду.
Я начал задумываться как мне уехать. Был вариант купить за счёт кредитной карты билет и после не выплачивать, но банковские обязательства продолжат существовать, даже при смене политического режима в России. Кроме того, я не люблю быть должным. С работы в госпитале я тогда уволился, причина была и в том, что зарплату сократили и в отсутствии перспективы и в моих планах уехать. И случайно мне подвернулась работа на железной дороге. Благодаря этому я заработал денег на покупку авиабилета Москва - Мюнхен. Он стоил 22 161 рубль, гостиница в аэропорту Стамбула стоила ещё около 4,5 тысяч рублей, жд билет до Москвы стоил 1,2 тыс, аэроэкспресс около 500 рублей.
Сначала я рассчитывал только на свои силы, потому что думал, что моё решение никто не поддержит, но в конечном счёте, мне помогли.
Я обменял все деньги на евро и также немного на доллары. К счастью оказалось, что в Совкомбанке было полно иностранной валюты, которую в те сентябрьские дни просто смели до нуля в других банках и обменных пунктах.
Также я закрыл платёж по кредитной карте, обнулив грейс-период, то есть на ней был положительный баланс. Важно не иметь больше 10 тысяч просроченного долга до выезда за границу. Однако, если в грейс-периоде кредитной карты есть отрицательный баланс, то это не считается долгом.
Труднее всего мне далось установление статуса не подлежащего призыву на военную службу в военкомате. Я купил билет в Германию за месяц до мобилизации, поэтому не ожидал, что введут ограничения, обыски и призыв прямо в пограничных пунктах. Конечно, в какой-то момент меня охватила паника. Потом я собрался с силами и позвонил на горячую линию Министерства обороны РФ и задал оператору вопрос, достаточно ли фактических обстоятельств или нужна обязательная отметка военкомата о негодности для выезда. Девушка оказалась, видимо, сочувствующей и не прислала по моей геолокации чёрный воронок. Она объяснила, что неважно что я не вхожу в списки мобилизуемых, что имею причину негодности, закон распространяется на всех, а также что только отметка военкомата имеет официальное значение.
Я собрался с силами и направился в военный комиссариат. Мне выдали бланк для больницы, я его заполнил и принёс. Интересно, что так как других, видимо, не было, мне выдали бланк с красной надписью "мобилизация!". Впоследствии, сотрудники военкомата думали, что я пришёл по мобилизации и пытаюсь откосить, пока я не сказал, что сам пришёл, отчего они очень удивились. Сказали ждать медицинской комиссии. Я приходил в военкомат практически каждый день. Но шла самая активная мобилизационная кампания, им было не до меня. Наконец-то, мне удалось пройти медицинскую комиссию. У меня забрали военный билет и сказали ждать и прийти с паспортом. Я постоянно звонил и ходил в военкомат, пока, наконец-то, мне сказали что я могу прийти и поставить штамп в паспорт и забрать военный билет.
Далее я оформил доверенность на надёжного человека, чтобы он мог представлять мои интересы по каким-то бытовые вещам.
Я завершил все проекты, которые инициировал, вышел из всех общественных объединений, уволился с работы.
Я томительно ждал 2 недели вылета. Успел пообщаться с родными. Устроил прощальную вечеринку с друзьями. Ещё день у меня был для страдания похмельем.
В аэропорту я переживал, что будут какие-то проблемы с пересечением границы, потому что в новостях постоянно говорили, что людей уводят на беседу и вручают повестку. Хотя, у меня были все законные основания для выезда, никогда не знаешь как повернётся к тебе российское законодательство. В конечном итоге, рейс задержали и я то и дело ходил и спрашивал когда откроют регистрацию. Осложнялось моё чувство тревоги ещё и тем, что я летел на самолёте третий раз в жизни, а за границей вообще не был никогда. К утру я эмоционально выгорел, поэтому пришёл на паспортный контроль спокойный, как под транквилизаторами. Пограничники тоже уже были крайне уставшие и не задали мне ни одного вопроса.
В Турции я хотел погулять в округе, но вместо этого принял душ и лёг спать. Я проспал почти сутки. Когда собирался переодеться, то внезапно понял, что все мои вещи остались в багаже. Пришлось париться в зимней одежде.
До Мюнхена я долетел без приключений. Были видны очень красивые горы из иллюминатора. В Мюнхене на пограничной контроле я помогал какому-то слепому деду настроить wi-fi, потом я отдал паспорт полиции и показал заранее подготовленный текст о причинах моего приезда в Германию. Они очень удивились, потому что с российским паспортом там никого больше не было. Некоторое время они замялись, потому что думали, может я беженец и тогда меня следует направить в миграционную тюрьму, потом разобрались и поставили штамп.
Я вышел на улицу и вдохнул воздух свободы и безопасности. Меня встретил мой друг и помог доехать до города первичного распределения.