Сегодня Россия, несомненно, репрессивное государство. Как и в сталинские времена, сейчас сложно предугадать, за что можно получить административную или уголовную статью за дискредитацию ВС РФ. Предложила бы даже придумать для полиции какую-то премию за фантазию и находчивость. Вот мой личный рейтинг.
Пятое место. За анекдот
Уголовное дело по статье о дискредитации армии было возбуждено за анекдот про отступление России из Херсона. Житель города Касимов Василий Большаков 9 ноября 2022 года опубликовал на своей странице в соцсети «ВКонтакте» анекдот про отступление российской армии из Херсона.
В марте в отношении мужчины возбудили уголовное дело, а домой к Василию, где также живут трое его детей, ворвались силовики, заставившие его извиняться на камеру и пообещать больше никогда не писать комментарии.
Четвертое место. За сны
Шутка про «никому не рассказывайте свои сны, вдруг к власти придут фрейдисты» уже больше не шутка. Житель Читы Иван Лосев на своей страничке в соцсетях рассказал о своем сне, в котором его взяли в плен бойцы ВСУ, но Зеленский приказал его отпустить. За дискредитацию Вооруженных сил России мужчину оштрафовали на 30 тысяч рублей.
Третье место. За пост со списком городов и заставку на телефоне
66-летний правозащитник Сергей Марьин получил восемь суток ареста за пост со списком городов, которые участвуют в антивоенных акциях.
Москвича Юрия Самойлова арестовали на 14 суток из-за заставки в виде шеврона «Азов» на телефоне. Ее увидели пассажиры метро и обратились в полицию.
Второе место. За эмодзи
Барнаульского преподавателя философии Алексея Агрунова оштрафовали на 30 тысяч рублей за сочувствующий эмодзи под новостью о штрафе за дискредитацию Вооруженных сил РФ лидера алтайского «Яблока» Гончаренко, а также эмодзи «класс» под видео американского актера А. Шварценеггера, размещенного в группе «Гражданская оборона».
Первое место. За рисунок ребенка
Преследовать отца-одиночку Алексея Москалёва начали из-за антивоенного рисунка, который его дочь Маша нарисовала на уроке изо. Полицейские изучили социальные сети ее папы и нашли новые антивоенные комментарии. Алексея поместили под домашний арест по уголовному делу о дискредитации ВС РФ, а дочь отправили в приют, администрация которого не дает ей видеться с близкими и не передает телефон для связи с отцом.
На этой неделе Ефремовский межрайонный суд приговорил Москалёва к двум годам лишения свободы в колонии общего режима. Однако осужденный на оглашении приговора не присутствовал, поскольку, по словам представителя суда, ночью «скрылся из-под домашнего ареста». Алексея задержали в Минске и вскоре депортируют в Россию.
Это, так сказать, самые нашумевшие случаи. Каждую неделю суды городов и районов РФ выносят новые решения то по административной статье, то по уголовной статье. И если посмотреть судебную практику, то можно целую книгу написать из серии «Невероятно, но факт». Дискредитировать российскую армию может не только публикация в соцсетях, но и плакат с цитатой Владимира Путина, слово «фронт», портрет узника концлагерей, случайно заснятый на видеорегистратор плевок в букву Z, написание слова «спецоперация» в кавычках и проукраинский лозунг в разговоре с сотрудником метрополитена.
Фактически дела за «фейки» возбуждают за любые проявления своей точки зрения, идущей вразрез с данными о войне от российских органов власти. Какую статью применять — 207.3 УК или 20.3.3 КоАП — в каждом конкретном случае решают силовики. Правда, суды не всегда соглашаются с данными предварительного следствия.
«Медиазона» посчитала, что в прошлом году 127 административных дел прекратили в судах, а 409 вернули МВД. Примерно каждое девятое решение в суде по 20.3.3 КоАП фактически выносилось в пользу граждан.