Ползучая волна, как ее сейчас характеризуют: на прошлой неделе тысячи мужчин получили повестки из военкоматов в сорока трех регионах. Государственные спикеры отрицают новую волну мобилизации и говорят о том, что призывать сейчас будут только контрактников, но, судя по всему, дело как раз в том, что людей, видимо, всеми правдами и неправдами будут заставлять подписывать контракт. Юридически мобилизация не заканчивалась, но при этом очень сложно сказать, а происходит ли что-то новое: рассылаются повестки, но они и должны рассылаться перед весенним призывом. Но повестки вручаются в том числе и людям в запасе: «для уточнения данных» или «для прохождения военных сборов». К слову, да, они по определению незаконны, потому что никакого указа о военных сборах нет.
Насколько сейчас можно оценить происходящее, судя по всему, логика такая: государство больше не решается на открытую мобилизацию. Она вызвала слишком много негатива и возмущения, особенно в национальных республиках. При этом есть большое количество людей, которые были готовы идти под мобилизацию ради денег. Экономическая ситуация в регионах такова, что обещанная на фронте зарплата и гробовые — это действительно решающий аргумент для риска своей жизнью. И, судя по всему, государство меняет тактику с кнута на пряник: вместо того чтобы грести всех и вызывать волну негатива, в откровенно нищих регионах людей будут уговаривать. Судя по тому, что говорят люди, которые столкнулись с этими новыми повестками, «для уточнения данных» — это такой разговор по душам, где мужчинам настойчиво предлагают подписать контракт.
Ради этого могут врать, давить, угрожать и, конечно, пользоваться тем фактом, что большинство россиян очень плохо знают законы. Контракт — это дело исключительно добровольное. Но, судя по всему, сейчас задача военкоматов — подписать около четырехсот тысяч новых контрактов. Не мытьем, так катаньем, угрозами и уговорами, обещанием денег и агрессивным давлением. Сработает ли это? Нельзя сказать, смогут ли они набрать те самые четыреста тысяч, но, скорее всего, такой подход покажет большую эффективность, чем массовая мобилизация сентября. Это вызывает сильно меньше общественного негатива, и сохраняется иллюзия добровольности, при этом сильно меньше нагрузка на военкоматы, где не нужно бегать за яростными «уклонистами». Делается ставка на бедных и необразованных, и это сильная ставка.
Чем бы это ни было, помнить нужно главное: повестка токсична. Повестки нужно избегать так, как если бы она была радиоактивной. Не берите повестки, не прикасайтесь к повесткам, не стойте даже рядом с повестками. Повестка убивает вернее курения. Помните, что повестку вам могут вручать только уполномоченные сотрудники военкоматов, а не эйчар в отделе кадров или женщина за стойкой в МФЦ.