Честно, мне за последний год задавали этот вопрос трехзначное количество раз: подписчики, и друзья из разных стран, и даже местные. Как будто я могу как-то обстоятельно и, так сказать, экспертно, говорить за российское общество. Если что, я не могу. На самом деле, никто не может, невозможно по одному человеку замерить некоторую «типичность» даже для небольшой группы, не то что для целой страны. Но я еще хуже, я еще и это самое общество знаю очень плохо, моя информационная среда очень плотно закрыта, и у меня что ни день, то очередное удивление: как это люди не знают, кто такие Борджиа? Все знают! Как это у людей нет интернета? У всех есть, это ж как вода. Хотят ли россияне войны? А я почему знаю? Те, кого знаю я, не хотят, но это ж разве репрезентативная выборка?
Но у меня есть некоторое предположение. Может, оно неверное. Хотят ли россияне войны? Мне кажется, чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что в России есть пять стихий: огонь, вода, воздух, земля — и государство. Хотят ли россияне войны? А пожаров в сибирских лесах они хотят? А наводнений в Краснодарском крае? А заморозков на минус сорок в Сыктывкаре? А они происходят. Вот и война для людей происходит. Из всего, что я вижу, у меня складывается впечатление, что люди просто воспринимают это как стихийное явление, абсолютно им неподконтрольное, на которое вообще нет смысла как-то осознанно реагировать. Санкции и рост цен люди воспринимают как засуху, из-за которой урожай не собрали, как налет саранчи. На него можно пожаловаться, но сделаешь-то ты что? Ну можно попросить: вон, написать какое-нибудь открытое письмо президенту, смысл от этого примерно такой же, как от обрядов на призыв дождя.
Из разговоров со всеми: с таксистами, продавцами, случайными попутчиками, шапочными знакомыми — я слышу вот один и тот же фон: так стало, как-то выберемся. Довольны ли люди? Да нет, не особо. Но это стихия, что ты с ней сделаешь. Господи, даже в случае пандемии люди ощущали большую субъектность, по крайней мере деловито бегали за имбирем и чесноком и какими-то народными припарками защищались от коронавируса. Сейчас — нет. Люди не могут повлиять на происходящее, по крайней мере они в этом свято уверены. Их отношение к тем, кто выступает против войны, выходит с пикетами и акциями, — это что-то в духе «Дурака и молнии» Короля и Шута — молнию он поймать собрался, надо ж выдумать такое, во дурак. Шарахнет же!
Может быть, в других регионах соотношение поддерживающих-смиряющихся-противников другое, но у нас как-то так, мне кажется. Люди действительно не мыслят категориями великой страны, какой-то братской помощи, «Русского мира»: ничем из пропагандистских тезисов. Просто так стало. Пришел ураган и всех нас тут накрыл: выжить бы как-то да за мертвых помолиться, авось уйдет рано или поздно.