В докладе Росстата о социально-экономическом положении страны недавно появилась информация о массовой задержке зарплат учителям и медработникам. В первую очередь проблема актуальна для учителей: в разных регионах (из Москвы жалоб не было) учителям не выплачивают ту часть зарплаты, которая полагается за классное руководство и другие дополнительные работы. Ситуация эта не новая, но основательно забытая, о подобных массовых задержках шла речь еще в те самые девяностые, от которых мудрый вождь нас избавил, но что-то, видимо, пошло не так. Задолженность перед педагогами по сравнению с прошлым годом, когда подобные эксцессы случались, но не были системными, увеличилась в двенадцать раз.
Описывают, что большая часть этой суммы объясняется тем, что нарушен стабильный бюджетный поток. Дефициты и задержки формируются на бюджетах разных уровней, начиная с федерального, где дефицит бюджета уже в январе-феврале 2023 года вышел в 2,581 трлн рублей, и вплоть до региональных и муниципальных дефицитов. В некоторых материалах сводят всю проблему к налогам с бизнеса. Собираемость налогов и сам их объем ощутимо уменьшился, и бизнес не хочет и не может забирать деньги из оборотных средств и выплачивать налог. Но проблема в том, что даже если рассматривать эту ситуацию с такой точки зрения, то эта проблема и не решится в ближайшем будущем: список регионов, в которых у учителей возникла эта проблема, практически повторяет список регионов, где по итогам прошлого года было огромное падение доходов из-за того, что ключевые предприятия попали под санкции. Это и радиотехнические и машиностроительные предприятия Челябинска, и заводы западных компаний в Липецкой области, и другие производства.
Платить им в сущности не с чего, и дефицит бюджета, как региональный, так и федеральный, будет увеличиваться. Многочисленные статьи призывают не поддаваться панике, говорят о том, что дефицит будет устранен, а задолженность выплачена. Задолженности выплачены и правда будут, но стоит готовиться к тому, что это не разовая акция и регулярность зарплат не будет соблюдаться и дальше. Даже при учете того, что бюджет можно перераспределить из профицитных областей в дефицитные или заполнить лакуны деньгами из фонда национального благосостояния, это требует времени и сложных бюрократических процедур. Скорее всего, истории девяностых с отказом выплачивать зарплаты вовсе или выдачей денег материальными благами не повторится, но стоит быть готовыми к тому, что свои семейные бюджеты сотрудникам школ и больниц придется планировать с учетом возможных задержек.
Если в первый год конфликта бюджетники чувствовали себя более защищенными, чем работники частных предприятий, которые столкнулись с небывалым кризисом и сокращениями, то сейчас ситуация сильно меняется, потому что частный бизнес еще может более-менее гибко подстраиваться под окружающую действительность, а вот бюджетники напрямую зависят от положения государства, кризис в котором накапливается медленно, но имеет большую инерцию. Скорее всего, бюджетникам придется в ближайшем будущем повторить путь частников прошлого года: сокращение зарплат, невыплаты, неполная занятость, сокращения.