Знающий о математике лишь понаслышке человек, если он не глуп, понимает, что математика есть главное в нашей технике, что без нее не летали бы самолеты, не стояли бы дома, не было бы света и всех удобств нашей цивилизации. И, если бы вдруг математика не сработала или если бы люди позабыли ее, — техника быстро испортилась и никто не починил ее. Такой человек не сомневается, что математика одна, едина и очень важна.
А вот если он захочет узнать, что же такое математика «на самом деле» и попробует ее изучить, попробует войти внутрь математики — он удивится. Он увидит, что математика состоит из разных разделов: алгебра, геометрия, анализ, топология, каждый раздел дробится на «подразделы», что знатоки одного раздела с трудом понимают специалистов другого, — словом, он вполне может усомниться в том, что математика едина, и узнать, что сами математики спорят друг с другом, — в чем это загадочное «единство математики». И в том, что такое «математика на самом деле» у тех, кто ею занимается, никакого согласия нет.
Если такой новичок будет интересоваться лишь тем, что такое математика «на самом деле» он, пожалуй, придет к выводу, скорее всего, придет, если у него очень хорошо развито логическое мышление — что на самом деле математики не существует. Есть просто некие умозаключения, книги, ученые — которые мы для удобства называем «математика».
Для того чтобы убедиться в существовании математики как таковой, ему надо отвлечься от вопроса «что такое математика» и попробовать решать какие-то задачи, заняться самой математикой, а не философствованием о ней, забыв хоть на время вопрос «а что же математика на самом деле?». Это может случиться, если какие-то математические задачи или проблемы станут ему интересней, хоть на пару часов, вопроса про «на самом деле».
А вдруг так же обстоит дело и в религии. При «поисках Бога»?