На конференции «Новых людей» по случаю трехлетия партии 1 марта выступал вместе с Сергеем Зуевым (что особенно приятно — само по себе это жест, хотя он на свободе, уголовное дело формально продолжается), Михаилом Виноградовым, Константином Калачевым, Ильей Гращенковым и Евгением Минченко.
Обратил внимание на следующее.
Выборы сентября 2022 прошли в состоянии фрустрации и депрессии. Если оставить за скобками аномальные регионы, результат — сверхнизкая явка. Так на выборах гордумы Барнаула 14,75% (2017 — 19,9%), Петропавловска-Камчатского 14.47% (2017 — 16,3%), Курска 23,75% (2017 — 26,3%), Пскова 21,4% (2017 — 22,9%). Низкая явка это мобилизация по приказу плюс электоральные ядра партий, активисты и фанатики. Нормальные люди голосуют ногами.
Интерес к выборам вернется только с началом выхода общества из депрессии. Рост явки будет означать возвращение и приход независимых избирателей. И тогда людям будут нужны те, кто действительно предлагает что-то новое, надежды на новое развитие. Это будет шанс для тех кто имеет низкий антирейтинг, кто не несет ответственности за ошибки прошлого, кто выступает за здравый смысл.
Уехавшие (по разным оценкам от 0,7 до 1.5 млн) это активные люди. Именно поэтому они и уехали. Их возвращение (или их части) может стать частью возрождения страны. Помимо ликвидации причин отъездов (окончание СВО, окончание мобилизации и т. д.) очень важна психологическая составляющая, снятие страхов.
1. Нельзя говорить о единстве страны, игнорируя ее разнообразие. Любое шельмование, репрессии людей потому что они уехали это ставка на раскол, а не на единство. Единство может предполагать только то, что мы все разные, но мы единое сообщество, и представителей этого сообщества надо защищать и поддерживать везде, где бы они не были. Либо все свои, либо никакого единства
2. Никого нельзя вернуть угрозами. Так это не работает. Любые угрозы только усиливают мотивацию на отъезд и страхи остаться. По политическим причинам уехали лишь малая часть мигрантов, но нельзя угрожать кому-то из уехавших по политическим причинам, это будет автоматически воспринято как угроза любым уехавшим. Каждый уехавший примет это как личную угрозу.
3. Нужны не репрессии, а помощь и правовая защита уехавшим — это был бы важный сигнал, что они остаются частью страны, частью общества, частью ее будущего. Не осложнять, а упрощать выдачу документов, их оформление, оплату, никаких отказов. Никаких санкций. Правовая помощь при нарушении прав, помощь с налогообложением, выдачей любых справок и т. д. Родина должна показывать что она родина, а не мачеха.