24 февраля прошел год с начала СВО, или, как ее называет президент, войны.

Прошу дочитать до конца, а после уже соглашаться или не соглашаться.

Коротко не получится, хотя я очень постараюсь сократить, но мыслей и эмоций у меня как минимум на десять таких постов.

Первое, самое сложное, постарайтесь отключить эмоции или хотя бы проанализируйте сказанное мной позже. Скорее всего, эта просьба невыполнима, однако не попросить об этом я не могу, т. к. разумные аргументы и логика бессильны против мощных чувств.

С этого и начнем. Этот прием, когда в нас вызывают сильные чувства для того, чтобы приглушить наш разум, наш опыт, используется очень часто. «Фашисты, нацисты» крикнут нам и все, очень крепка память в каждой семье о Великой Отечественной, о той жертве, о той катастрофе, которая случилась с нашей страной, чтобы остаться равнодушным. Даже очень умные, опытные, начитанные люди попадаются в эту ловушку. Нужно учиться распознавать эти манипуляции, нужно различать, когда с вами разговаривают на языке логики, аргументов, а когда используют риторические приемы.

Прошел год

Оглянитесь назад, вспомните, какие изначально ставили цели, какие назывались причины, какие получаются результаты, к чему мы вообще идем?

Нобелевский лауреат Ричард Талер в своей книге «Поведенческая экономика» пишет, что США так долго продолжали бессмысленную войну во Вьетнаме только по причине крупных вложений, не позволявших уйти просто так. Барри Сто, профессор по организационному поведению, опубликовал статью об «эскалации участия» под заголовком «По колено в большой грязной луже», который перекликался с названием антивоенной песни Пита Сигера. По мнению Сто, с каждой тысячей потерянных жизней и каждым потраченным миллиардом долларов становилось все сложнее объявить поражение и действовать дальше.

Уже сейчас тысячи погибших, тысячи искалеченных. Может, пора остановиться? Понятно, что хорошего исхода не будет, но можно сделать его менее ужасным, если остановиться сейчас.

Потерянные деньги, которые остались на Западе, средства и силы, которые тратятся ежедневно, можно было вложить в строительство новых городов для всех желающих покинуть Украину. Это было бы дешевле, без катастрофических последствий для экономики, как это получается сейчас, с сохранением своего лица, а главное, сохранением жизней граждан.

Но был выбран другой путь, разрушительный во всех смыслах, а значит, и декларируемые цели были другими.

И все время нам подкидывают пафосные слоганы «Своих не бросаем». А лишать семьи отцов, сыновей, братьев — это не бросать своих? И в тему «своих»: в Торопце несколько лет назад закрыли родильное отделение, люди вынуждены ездить в Нелидово, теперь и там закрыли.

Объясните мне, мы разве не свои?

Почему здесь людей бросают? Мизерные пенсии, условия работы учителей и врачей, их зарплаты. Они что — не свои? Почему их кинули?

Даже сборы мобилизованных чем обернулись, сколько было новостей о том, что семьи сами снаряжают своих родственников.

Здесь есть над чем работать, проблем очень много, с которыми не справились в мирное время, а что теперь? Какое наследство мы оставляем нашим детям?

Очень страшное событие произошло год назад, которое настолько разобщило общество, такой был вбит клин, что трещины пошли даже внутри семей. Люди, прежде уважающие друг друга, перестают общаться и здороваться. Сколько людей вынуждено было уехать из страны — классных, активных, молодых, — а теперь их клеймят позором. Да что там, возвращается традиция доносов. Гарантированное Конституцией РФ право на свое мнение, его распространение аннулировано.

Обнуляется и подвиг наших предков

Я не понимаю, почему все спокойно смотрят как Победу в ВОВ узурпировали люди из руководства нашей страны, разного рода депутатишки, косвенно к ней относящиеся, только если по праву родства (не больше чем мы с вами), склоняют ее везде и сравнивают с текущими событиями. Оставьте ВОВ в покое, оставьте в покое наших предков, это их Победа, их жертва, от нас только требовалась память, благодарность и избегание новых войн, не идиотское «Можем повторить», а «Миру — мир».

Мне очень хочется достучатся до каждого, я понимаю, что в таких условиях люди могли ошибаться, каждый имеет право на второй и даже третий шанс. Но для этого нужно приложить чуть-чуть усилий. Уже сейчас больно осознавать, что поддерживать — это неправильно, а как это будет спустя еще полгода, год, когда количество несчастных семей будет только увеличиваться.

Беспринципные люди с помощью доступных им средств и технологий формируют ваше мнение, а потом, опираясь на него, оправдывают свои действия. Задумайтесь, прошу!

А знаете почему у меня такое желание? Потому что мне не так тяжело жить с Путиным, с этой ЕР, как жить среди людей, часть которых поглотила ненависть, а другая часть делает вид, что ничего не происходит. И те, и другие теряют самые важные человеческие качества каждый день. Наше общество расчеловечивается. А я часть этого общества, этого народа, здесь мои друзья и родственники, моя история и мои предки.

 

П. С. Фото фасада одного из домов на улице Склизкова в Твери с надписью «Мир» на разных языках. Прикладываю его, потому что когда-то это было важно для людей.